сериальная лихорадка

Давайте очередной беглый обзор сериальных находок для старых фэнов с Экранки.

 Пространство / Expanse (1, 2 сезоны)

Когда в основе фантастического сериала лежит объемный литературный материал, действие сразу выходит на новую орбиту.  “Пространство” – очень плотный, с отличным сюжетом и непростыми характерами сериал, где приключения команды сложных героев соединены с глобальной политической интригой.  Здесь за основу взят sci-fi Джеймса Кори “Пробуждение левиафана”, причем интересно, что в тексте он показался мне слишком сухим, а в сериале все заиграло.  Второй сезон, где сценаристы не так придерживались материала, получился значительно слабее, в него проникли сериальные штампы, но смотреть все равно очень интересно.

Джеймс Холден –  почти капитан ледовоза, простого космического корабля для перевозки замерзшей воды в астероиды, где она – важный ресурс.  Он принимает сигнал о помощи и вопреки желанию остальных, желающих побыстрее отправиться в порт,  летит на потерпевшее крушение судно “Скопули”.  К сожалению (СПОЙЛЕР), таинственный корабль-стелс за время их краткой экспедиции на заброшенное судно полностью разносит их основной корабль, и теперь несколько людей, отправившихся с Холденом на “Скопули”,  – свидетели преступления, способного развязать войну между Марсом (обладателями технологии стелс) и Землей.  Теперь у каждого из них на спине – мишень, а дальнейшее развитие событий еще сильнее усложняет их положение.

Вторая сюжетная линия сильно контрастирует с приключениями не доверяющих друг другу, эгоистичных и опасных членов экипажа ледовоза, потому что представляет собой чистый нуар в астероидах. Астероидяне (belters) в сериале – голос колоний, которые жестоко эксплуатирует Земля.  Детектив Миллер начинает расследовать пропажу дочери богатого магната с Земли и нарывает странные детали, после чего его отстраняют от дела. Но на этом этапе Миллер уже не способен бросить расследование судьбы Жюли Мао – смелая бунтарка, которую цинично использовал политический лидер астероидов,  притягивает его к себе. Стандартная нуарная одержимость, влюбленность в воображаемую личность на основе оставленных следов хоть и поэтична,  кажется вначале крайне неуместной, но затем линии сливаются – и Миллер становится еще одним несносным членом и без того напряженного экипажа.

“Пространство” крайне остросюжетно, кроме того оно работает в разных плоскостях, совмещая увлекательную тактику (Холден, Миллер) с глобальной стратегией (политика земного совета). В течение первого сезона героям нон-стоп приходится выпутываться из смертельных ситуаций максимально рискованным способом.  Кроме того я была в подлинном восторге от характеров и их расстановок, особенно хороша пара Наоми Нагата – Эймос Бертон, где крайне сдержанная и деятельная женщина-механик служит своего рода ограничителем для безбашенного Эймоса, который обожает риск и часто превышает допустимый предел насилия.  Самое прекрасное, что между ними нет никакого любовного контакта, это отношения другого типа. Никакого моралофажества, никаких “зачем я пилотирую Еву”.  Эймос часто совершает “плохие” поступки, но он полностью отдает себе отчет в том, зачем и почему это необходимо или просто идет дальше. То же самое можно сказать обо всех членах экипажа кроме пилота Алекса, который тешит себя самообманом.  Холдена выводят идеалистом, который кренится в фанатизм, а вот Алекс – это единственный типичный моралофаг, постоянно достающий всех своей неуместной рефлексией.  Мой любимый герой – это Эймос, без вариантов.

В первом сезоне отношения между героями выстроены блестяще. Каждый здесь постоянно думает о своей выгоде,  благородство проявляется редко, но метко,  и постепенная спайка совершенно разных людей под ударами молота судьбы показана очень достоверно.  К сожалению, второй сезон испортил идеал – по стереотипному раскладу, характерному для тв, Наоми,  занимаясь сексом с Холденом, из самостоятельного, яркого персонажа начала превращаться в подружку героя, основная задача которой – взывать к его человечности. Самый дикий эпизод в этом смысле – когда вся команда идет по следам доктора Менгеле туда, где проводят эксперименты с протомолекулой, и Наоми не берет оружия, скрываясь за спинами мужчин. Это настолько не похоже на характер пробивной индивидуалистки из первого сезона, готовой на все ради выживания, что диву даешься. Также значительно увеличилось количество диалогов о правильном и неправильном, что для меня – сигнал проеба.

Высокий темп первого сезона не оставлял места на разборки-филеры, но как пойдет дальше, сказать трудно. Отрываясь от крепкого, продуманного материала книг, сценаристы часто попадают в ловушку стереотипов.  Хотя, например, сценаристам “Волшебников” удалось с честью выйти из ситуации.  Зато во втором сезоне неплохо сработана нетипичная линия девушки-космодесантника (да, да),  бой-бабы, повернутой на марсианском патриотизме, которая быстро теряет иллюзии, столкнувшись с real politics.  Люблю такие истории.  Даже с учетом появившихся во втором сезоне недостатков Expanse – отличный космический сериал.  В этом году пока лучший для меня.

Охотник за разумом / Mindhunter (1 сезон)

Вещь в моем вкусе – скупо, но крайне точно показанные характеры, прекрасная работа над психологическими портретами как героев, так и убийц, но при этом без лишнего gore.  За довольно компактный сезон четко проведено развитие каждого персонажа.  Великолепно сделано, хотя по сюжету это почти “Мастера секса”, только для серийных убийц.

Молодой спецагент ФБР считает, что убийц недостаточно просто посадить в тюрьму, их нужно изучать, чтобы понять, как они думают.  Заручившись поддержкой начальства, герой начинает колесить по стране с более опытным сотрудником из поведенческого отдела с лекциями для полиции, а параллельно беседует с серийными убийцами, пытаясь вычленить нечто общее в их поведении. Очень скоро профилирование начинает давать результаты, но вместе с тем невероятно вырастает эго молодого спецагента, который любит манипулировать и управлять людьми не меньше, чем социопаты.

Увлекательно сделано при минимуме основных героев. Очень удачно показано, как молодой парень проходит путь от перепуганного, но упертого желторотого юнца до невероятно самоуверенного и увлеченного своей манией человека, который перестает ощущать границы, оставаясь таким же, в сущности, неопытным.  Опять герои – довольно неприятные люди, но их развитие – ключ к зрительскому вниманию. Также можно отменить симпатичный образ женщины-профессора, строящей свою карьеру на исследованиях убийц и насильников, – такой гарвардский шик,  уверенность в себе в сочетании с манерами и изяществом.

Забавно, что я начала смотреть как раз, когда готовилась к подкасту о социопатах, рекомендую.

Твин Пикс (3 сезон)

Оригинальный “Твин Пикс” я посмотрела, уже будучи взрослым и эрудированным зрителем (реца на Экранке), и он произвел на меня огромное впечатление, хотя укладывается во фразу “сначала рыцарь спускается в царство тьмы, затем царство тьмы спускается в рыцаря”.  От третьего сезона я не ожидала ничего, потому что нельзя ожидать чего-либо от такого зрелого и нестандартного творца, как Линч.  Очевидно же, что будут сюрпризы по всем фронтам.

3 сезон  меня изрядно вштырил, потому что он нарушает все правила современных сериалов.  Нельзя сказать, что его легко смотреть, но в то же время было невероятно приятно погрузиться в полотно, где позволяют себе показывать пустой куб в течение 10 минут.  В сезоне  нет четкого линейного нарратива (хотя определенный рассказ присутствует), он очень медленный, позволяет себе смаковать одну сцену очень долго и размеренно (потому что фактически  это разрезанный на части фильм-перфоманс). При этом  сезон содержит массу шедевральных сцен-всплесков,  а уж спецэффекты, которыми пользуется Линч,  так и вовсе доводят аудиторию до ручки. Кроме того он полностью отказался от ублажения фанатов, разделив агента Купера на блаженного и чудовище (кстати, Кайл Маклахлан в роли темного двойника Купера дико крут). Впервые после “Молодого папы” явно вижу почерк режиссера, который позволяет себе все, что хочет. Неудивительно, что у привыкших за прошедшее время к “Играм престолов” зрителей начались лютые корчи (вот моя любимая реца на эту тему), а фанаты превратились в талмудистов, которые пытались расшифровать каждый чих.

Но его незачем расшифровывать и придавать каждому элементу скрытое значение, хотя есть достаточно интересных материалов на этот счет. Третий сезон очень хорош как процесс – непредсказуемый и заставляющий погружаться в мир щекочущей нервы логики Линча.  Ну и актерские работы – шик просто, это другая лига.  При этом ясно, что никому кроме Линча такое безобразие совершить бы не позволили. А я вспомнила, как терпеть не могла Лору Палмер.

Моя любимая серия – со сценой с женщиной в машине и стрельбой. Это улетно.

Вероника Марс (3 сезона + полнометражка)

Забавная и веселая штука с героиней, которая должна быть ролевой моделью для женщин и мужчин. Старшеклассница-блондинка Вероника Марс вынуждена помогать отцу-частному детективу, чтобы подработать, а заодно эти навыки становятся лучшей защитой против озлобленных сынков богачей, которые имеют на Веронику зуб. Ее подругу убили – и она хочет узнать, что произошло, но в каждой серии есть свое мини-дело (порой очень дурацкое).

Главная удача “Вероники Марс” – это лисица Кристен Белл с невероятно живой мимикой, обаянием хитрюги и хлесткими шутками, которыми они перекидываются с отцом. Юмор здесь и колкости, которыми обмениваются герои, – часть цепляющей атмосферы. Кроме того это неожиданный гибрид детектива с школьным ромкомом (он тут на минималках).

Веронике Марс лучше не угрожать. Она целеустремленная, дерзкая, умная и не поддается иллюзиям, потому что за время слежки за неверными мужьями и женами узнала о мире много того, что другие узнают будучи взрослыми. Вероника Марс очень хитрая, когда нужно – притворяется и манипулирует, но при этом высоко ценит дружбу и старается помогать тем, кто попал в беду.  Она постоянно ввязывается в приключения, не отдавая глупой рефлексии ни минуты, но при этом хорошо продумывает план. Особенно в сериале доставляет то, какое место для Вероники имеют отношения с горячими чуваками, –  то, которое остается после работы и расследований загадок. Ее переживания по поводу любовной неудачи обычно  занимают не более пяти минут за сезон,  потому что ее внимания ждут тайны, и это сильно радует.

В принципе, Вероника Марс живет жизнью, которой и должна с моей точки зрения жить женщина, так что я пересмотрела с огромным удовольствием. Что касается love-стори, то авторы использовали мой любимый троп с неожиданной влюбленностью героини в условного “антагониста”, который постоянно ее достает, а потом вдруг показывает, что он норм пацан.  У Труби такие персонажи называются “мнимыми противниками”, и здесь таких два – богатый плохиш и колоритный латинос, лидер мотоциклетной банды угонщиков. Еще там классные отношения с отцом-детективом. Они с Вероникой в первую очередь друзья, даже сообщники,  а потом уже отец и дочь, что меня дико прет. Каким-то образом сценаристом удалось выстроить систему взаимоотношений между людьми,  которая очень привязывает ,  – и это при объективных недостатках проходных “дел”.  Здесь даже бестолковый и мерзкий шериф, вставляющий палки в колеса, начинает казаться своим парнем. Так уже не снимают, братья. Я чувствую себя там, как дома.

На полнометражку, подводящую итоги рано закрытого сериала,  Кристен Белл сотоварищи в позапрошлом году собрали на Кикстартере, и это вроде третьего сезона “Твин Пикса”, но которого хотели бы фанаты.  Повзрослевшие герои тряхнут стариной.  Вероника Марс бросает адвокатскую контору и понятную карьеру, чтобы продолжать быть частным сыщиком, сующим нос в чужие тайны, занимается сексом с все еще горячим Логаном, ну и все старые герои на месте, даже девчонка-хакерша.  Не то, чтобы это было обязательным пунктом к просмотру, фильм простецкий,  но мило щекочет фэнские чувства.

Ну и обожаю Логана,  он здоровский. В общем, если вы хотите правильный феминизм, то это не “Рассказ служанки”, а “Вероника Марс”.

Stranger Things (2 сезон)

Второй сезон “Странных вещей” стал поразительным опытом вот в каком смысле – он почти дословно повторил схему первого сезона.  Опять Уилл в беде,  опять парни поражены обаянием новой девчонки,  те же ученые, те же практически монстры и та же дыра,  а в конце опять приходит Одиннадцать и всех спасает.  Все любимые герои на местах,  даже Стиву в качестве компенсации за потерянную девушку позволили проявить героизм. При этом сезон продолжает работать за счет своей атмосферы и настроя дружбы, когда люди совершают ошибки, но все равно помогают друг другу, потому что это правильно. Эта старомодность в отношениях и конструирование несуществующих милых городков из “Секретных материалов”, Кинга, Кунца и множества других произведений подкупают, как традиция делать светильник из тыквы.  Но в третий раз это уже не проканает, нужна какая-то революция.

Одиннадцать опять все пытаются использовать, даже современные гламурные обложки, которые делают из 13-летки горячую диву. Но она классная, конечно.

Одаренные / Gifted (1 сезон)

 

Я их про себя называю “альтернативно одаренные”, потому что сценарий здесь сделан на отъебись и напоминает приключения “второго массачусетского” (Fallen skies).  Однако пропустить сериал из вселенной “Людей Х” никак нельзя, обожаю мутантов плюс в халтуре есть свой фан. Сценарий здесь ужасен буквально в каждом повороте, он настолько стереотипен и убог, что в каком-то смысле это даже смешно. Например, герои попадают в огромное здание, набитое мутантами, однако помочь раненому не может никто из них, только мать главных героев, потому что по сценарию семья – это важно.  Когда происходит что-то, требующее спецспособностей, из целого здания не находится ни одного подходящего мутанта, все должны героически делать главные герои.  То есть переполненное мутантами, словно гранат – зернами здание совершенно бесполезно, все эти ноунейм мутанты, за права которых, героически шевеля челюстями, выступают главные герои – тоже совершенно бесполезны. Такое отсутствие работы со средой и второстепенными персонажами очень свойственно слепленным кое-как сериалам.  Им на серию дают имена только тогда, когда нужно их убить или дать неважный романтический интерес кому-то из главных героев.

Gifted нужно показывать сценаристам как пример топорной реализации мотивации героев и сборника прочих недостатков. Хотя один ход мне понравился – возможность вбить фальшивое романтическое воспоминание в голову человека, чтобы заставить его действовать на благо фальсификатора.  Очень богатый материал для психологической драмы, но здесь он использован по верхам.  В сериале также очень колоритная актриса, играющая Полярис (на фото сверху),  однако в целом единственное, что там хорошо, – это порно-майки подкачанного лидера подполья мутантов, не могу устоять =D

 

Силиконовая долина / Silicon Valley (1-3 сезоны)

Уморительная и вместе с тем очень, очень злая сатира на мир компьютерных стартапов и корпоративную it-культуру, в которой все донельзя узнаваемо.  Простому программисту компании Хули (Hooli) Ричарду удается изобрести потрясающий алгоритм сжатия – и он собирается открыть собственную компанию, взяв туда приятелей-раздолбаев из “инкубатора идей”.  Однако экцентричному владельцу Hooli такой расклад не нравится, так что он разворачивает боевые действия, а ведь Ричарду нужно еще найти финансирование для разработки… Ужасные, комичные и трагические происшествия будут происходить с Ричардом по несколько раз за серию, но главный враг Ричарда – это, конечно, он сам.

После “Силиконовой долины” в принципе никогда больше не хочется работать в IT =) Сценаристы с одной стороны издеваются над корпоративной культурой крупных компаний, превратившихся в рассадники рабства с собственными нелепыми кодексами и готовностью обжулить кого угодно ради прибыли, а с другой неистово стебут культуру стартапов, когда каждый считает, что его идея приложения онлайн-выгула собак сделает его миллионером.  Самое забавное, что при лютой комедийности “Силиконовая долина” очень точна плюс в ней нет ни одного положительного героя (кроме разве что Гилфойла). Ричард – дерганый невротик, не способный спокойно принимать решения, его приятель Элрих Бахман – надоедливое самодовольное трепло,  склонное к гигантомании при полной узости интересов, и так далее.  Смотреть на то, как эта разнородная компания катится по колдобинам к своей мечте (что закономерно, приложение каждый сезон совершенно меняется),  очень мучительно и при этом крайне смешно.  У меня, как у человека, уже почти 14 лет проработавшего в IT, очень смешанные чувства, да. Но сериал могучий.

Bo Jack / Приключения коня Бо Джека (1-3 сезоны)

Я даже не представляла, что мультсериал про депрессивного и самодовольного коня-актера может быть настолько крутым.

Третий сезон послабее убойных первого и второго, там интонация периодически меняется на тоскливую. В целом же “Бо Джек” – отличная сатира, но сделанная с любовью к своим героям. Конь Бо Джек – звезда комедийного сериала, чьи дни славы давно прошли. Он никак не может адаптироваться к новому миру, застряв в прошлом, а помогают этому ядерное самомнение, зацикленность на себе и эмоциональная поверхностность.  Депрессивной желчи коня Бо Джека противостоит восторженность без причины у Мистера Подхвоста (Mr Peanutbutter), а  снобистские метания писательницы Дианы уравновешивает полная безалаберность бездомного Тодда.

В мультсериале традиционно высок градус абсурда и преувеличений, а люди смешаны с антропоморфными животными/насекомыми, однако бизнес в Голливуде показан узнаваемо.  При этом в “Силиконовой долине”, например, проникнуться симпатией к айтишникам почти немыслимо, хотя к ним и привыкаешь, а вот герои Бо Джека вызывают ощущение что вот-вот – и все-таки их жизнь изменится, всего чуть-чуть… Но они снова и снова совершают ошибки, как и многие люди.

Что касается других вещей, то “Сотню” на третьем сезоне бросила, это было отвратительно и невозможно даже для guilty pleasure, то же самое со вторым сезоном “Ривердейла” – это фиаско, братан. В “Ривердейле” очевиден bad writing. Рыжий Арчи в первом сезоне не был лишен обаяния, но в целом оказался самым бледным персонажем, несмотря на то, что в каноне он – предмет обожания сразу двух девушек, отличник боевой и политической подготовки, бла-бла. Очевидно, что к сегодняшнему дню смотреть, как две девы сохнут по красивому футболисту, попросту неинтересно, поэтому сценаристы наделили девушек личностями и особенностями плюс замешали викторианскую драму рыжей. Все это смотрелось дико, но в эклектике находился свой фан, особенно с добавлением в сюжет гангстерских элементов. Однако к началу второго сезона рыжего попытались накачивать – и это превратилось в мелодраму, смотреть скучно, ведь всех прет Баклан в идиотской шапке.

Такие дела, братья.

 

 

4 комментария

  1. Привет!

    Во-первых, хочу наконец-то поблагодарить за блог в целом. Читаю его, страшно сказать, уже лет 15, еще с жж )) Очень круто. Во-вторых, отдельное спасибо за рецензии на книги, фильмы и игры. Большинство обозренных прочитал-посмотрел – в интересах мы совпадаем (хотя в фильмах я до такого накала треш-эстетики, особенно японо-корейской, не дорос )).

    Здорово что дала наводку на Пространство, книга, которая реально понравилась, в нем ожила (особенно в 1 сезоне, 2 – откровенный морализаторский фейл). И да, да, Эймос рулит (и Миллер)!

    А вот по поводу, прости господи, девушки-космодесантника, не могу согласится. Хотя, надо сказать, во втором сезоне она единственная вызывала у меня чувства, хоть и отрицательные. Думаю, ты ошибаешься, на счет того, что она что-то поняла после столкновения с риал политик. Она же глупый ребенок, и ведет себя как таковой. Сначала обижается на то, что ее не пускают бить землян, потом на то, что ее использовали в интересах Марса. Ни какого трезвого анализа и понимания ситуации и мотивов там нет – поступки ее не более чем аффективные импульсы. Имеено это меня раздражало – делай она то же самое, но обдумано, как взрослый чел, было бы совсем другое дело. Весь фильм ловил себя на мысли, глядя на пышноформную (это особенно бросается в глаза в сцене драки на корабле Мао, где она с трудом двигается) “космодесантницу”: билять, какая феерическая дура ) Не знаю, задумывали сценаристы и режиссер такое или они серьезно к этому персонажу относились. Если первое, то молодцы – зацепили )))

    Моя же героиня – девушка – помощница негра-полковника на Тихо. Которая застрелила (и покорила тем самым мое сердце) взявших ее в заложники бандитов – поступки ее отвечают критериям как и “крутости”, так и обдуманности (ну хочется про нее так думать))).

    А вообще просто хочу еще раз сказать спасибо за блог. И за твои отличные книги. И выражаю надежду, что ты будешь творить (блин, пафосно, но правда) и дальше.

    1. большое спасибо! приятно читать благодарности, особенно от такого давнего читателя =)

      ну, раздражение, которое она вызывает, запланировано. она же ведет себя как упертая кувалда, у которой вместо размышлений пропагандистские лозунги. и она действительно не рефлексирует глубоко, а действует импульсивно, но импульсы эти достаточно чистые и логичные – ребенок хочет увидеть море. это хороший характер вне зависимости от того, вызывает он симпатию или нет. а по поводу морализаторского фэйла я согласна, как и по поводу крутости помощницы негра.
      а Эймос прямо охуенен во всем.

  2. О, “упертая кувалда”, надо будет запомнить, забавно ) Мы друг другу в оценке кувалды не противоречим на самом деле.
    Ну, с Эймосом в рейд идти хорошо, а вот за, например, тысячелетнего героя не поговорить, тут оксимирон нужен )) Так, что он хоть и охуенен, но на своем месте.

    Кстати, ты недавно поднимала тему про психопатов. Не знаю, смотрела, но отличный образ, как действий, так и мыслей выведен в минисериале Счастливая долина. Он наиболее приближен к реальности, насколько я могу судить (а я этим немного занимался, даже в Сербского поработал с ними). Ведь высокоинтеллектульные психи типа Ганнибала или отчасти – чувака из Охотников за разумом – это киношный образ, в реале 99% – весьма сниженые (я про криминальных психопатов, а не глав корпораций )))

Оставить комментарий