23 Nov

сетевая литература: ромфант литнета (1)

Развивается куча разных форматов сетевой литературы, поэтому я решила бегло посмотреть, что пишут и что читают люди. В общих чертах можно разделить все на три группы:

1) сайты самиздата
Люди сами издают свои книги, минуя издательство. Книги попадают в обычные онлайн-магазины, распространение – такое же, как у обычной электронки (Озон, Амазон, Букмейт, Литрес, проч). Качество самое разнообразное – от лауреатов “Просветителя” до диванных эзотериков, не умеющих расставлять запятые. Флагманами являются “Ридеро” https://ridero.ru/ и “Литрес.Самиздат”https://selfpub.ru/. Для популяризации делаются свои премии http://ebukva.litres.ru/about/ и топы. Свою аудиторию пытается отвоевать “Букскриптор” https://bookscriptor.ru/

2) сайты продажи подписок.
Люди пишут роман небольшими порциями, онлайн, выкладывают обновления раз в несколько дней. Получив популярность и захватив читателей, начинают брать деньги за книги. По большей части они захвачены романтическими романами, качество текста низкое, при этом оборот денег изрядный, публика очень отзывчивая, но читает узкий спектр “низких” жанров. Примеры: https://litnet.com/ru (ромфант, литрпг), https://prodaman.ru/ (то же самое), https://zelluloza.ru/ (литрпг, попаданцы), https://feisovet.ru/ (ромфант, романтика), https://author.today/  (более респектабельный, пытается внедрять уважаемых авторов фанта)

3) фанфики
Концентрируются на эротической переработке сюжетов известных книг, фильмов, игр, и т.д. или альтернативном развитии событий хорошо известных книг (фильмов, етс). Как ни странно, качество текста может быть лучше, чем в пункте 2, несмотря на весьма разнузданное содержимое, но в целом это узконаправленные тексты для мастурбации, ориентированные на женское удовольствие, с большой распространенностью слэша (однополые отношения), хотя многие авторы, увлекаяясь, создают крайне развесистые сюжеты. Флагманы: https://ficbook.net/ , https://fanfics.me/ , Ваттпад https://www.wattpad.com , https://archiveofourown.org и так далее.

Литнет

Литнет – это один из топовых сайтов “проды”, что означает, что роман пишется в реальном времени (или это имитируется), выкладывается часто, но небольшими порциями. Сама идея “проды” – выбросить небольшой кусок текста  с примитивным, но хлестким хуком в конце, чтобы заставить аудиторию гадать, убьет ли теща неверную жену или возьмет ли героиню в гарем маг-дракон.

Чтобы понять, как работают подписки, провела эксперимент. Написала текст под псевдонимом на Литнете, заодно преодолела сопротивление и посмотрела на совершенно чужой мне мир.  Идея была простая: накидать клише, которые любят девочки, чуть их погнуть и не слишком стараться. Удивительно, но в результате это  мне, автору сурового дарка, доставило массу веселья. Будто вернулся в детство, особенно учитывая общий уровень текстов Литнета.

Бросается в глаза следующее:

1) Когда пишешь на том уровне, который приемлем на Литнете, 2 года на книгу сокращаются до нескольких месяцев. То есть, если писать такую чепуху без редактуры, можно делать это быстро – даже я за два месяца выдала 9 а.л без особого труда. Завсегдатаи пишут без редактуры, из-за чего качество текста порой просто чудовищно. С другой стороны, это раскрепощает и формирует связь между автором и аудиторией, которые примерно равны по уровню своих потребностей в тексте (низкие).

2) Все на Литнете крайне дружелюбны. Так как от настроения автора зависит, будет ли у истории продолжение, никто не расхолаживает, приветствуется поддержка. Это необычно – и создает приятную атмосферу. “Как здорово, пишите еще”, “что же было дальше?”, “это потрясающая история” и так далее сильно поднимают настроение. Если забыть, что теми же эпитетами читатели награждают косноязычное порево по Наруто, можно ощутить себя гением. Непритязательность читателей изумляет. Мой любимый комментарий о порно-тройнике какого-то автора: “Это замечательно! Сердце замирает! Надеюсь, вы еще порадуете нас своим творчеством и успехами”. Вот так надо писать отзывы, ребята.

Женщины на Литнете щедро оставляют реакцию о прочитанном. Что ждет писателя в реальной жизни? То, что называется “рецензией” на Лайвлибе, где человек плохо играет в критика, а это хуже часового скрипа по стеклу. На Литнете никто не пишет ни отзывов, ни рецензий, ни “развернутых мнений”. Там только непосредственная реакция на кусок текста, не прошедшая через фильтр штампов. Вышел кусок – люди немедленно реагируют.

4) Большую часть контента составляют романтические истории, обильно приправленные сексом, либо секс как таковой, плохо сдобренный намеками на сюжет. Крайне популярны “властные герои”, т.е. герои, не считающие героиню полноценным человеком, широко распространены изнасилования и грубость, но в конце герой обязательно влюбляется в жертву. Порно, написанное женщинами на Литнете, плохо прикрыто однообразными фэнтези-сюжетами и делится на три группы:

  • честное и не лишенное обаяния, в котором автор признается себе, зачем это делается, проявляет некоторую изобретательность и даже ловко распаляет ожидания читателей. Некоторые вещи этого жанра неплохи, часто крутятся около бдсм-клубов, а там нужно проявлять фантазию.
  •  порно, в котором автор отчаянно стесняется признаться себе, зачем она это делает. Такое читать неловко. Секс там обычно скомкан, подается через рваные предложения, в которых, вроде, что-то происходит, кто-то дышит, что-то двигается, но выглядит это жалко, либо все настолько иносказательно, что автор запутывается
  •  секс, описанный грубой женщиной лет 40, которой недостает знания словаря. Это выглядит как известный мем “я сосал, меня ебали”. Сцена обычно безыскусна, выстроена вокруг ощущения унижения “я твоя шлюха”, выглядит так же, как классическое трехчастное порно с порнхаба, но описано так, как будто тебе об этом рассказали два матерящихся алкаша.

Удивительно, как сильно Порнхаб влияет на то, что у людей в головах. Очень мало действительно оригинальных мыслей, почти все описываемое в сексе  – штампы из порно-видео. Идет это от художественной беспомощности авторов. Например, девушка может описывать секс с боевой женщиной-паучихой с множеством конечностей или с каким-нибудь оборотнем, но даже попыток как-то ловко применить физиологию иного существа лично я не видела.

5) на Литнете есть целый поджанр – любовные романы с беременными. На мой взгляд нет ничего менее романтичного, чем это, но людям нравится. Это идет от общего возраста и опыта аудитории – очень много взрослых женщин. Там романтика про свадьбу! Беременности! Часто сюжет крутится вокруг того, кто же все-таки обрюхатил принцессу.

Очень много насилия и фантазий о рэйпе. Добрая часть фэнтези начинается с насильного замужества, похищения, рабства. Названия соответствующие. Какую-нибудь девушку с плачем и сопротивлением отдают замуж демону, черному властелину или иному первородному мазафакеру, а она страдает. Страданиям героини вообще уделяется огромное место в этих текстах. Она все теряет, ее унижают, оскорбляют, бьют и продают кому-нибудь, а она мучается. Нормальному человеку это непонятно, но среди женщин много эмоциональных наркоманов, и для них это как секс, только по-другому. Это тексты для инопланетян, конечно.

Выглядит так:

6) Несмотря на все вышеописанное, многие авторы из топа умеют останавливать текст на “крючке”, цепляя свою паству. Прода – это не литература, а фактически сценарий сериала, хотя в былые времена многие романы выходили так же, но только в газетах.

Текст на Литнете обычно написан крайне, даже вызывающе дурно, но он своего читателя держит. Чтобы люди продолжали читать, этим навыком там нужно овладеть раньше, чем навыками художественной речи. Почему Петя назвал невинную Машу стервой и залепил ей пощечину? Для чего на столе рядом со стеком лежит банка маринованных огурчиков? Сможет ли Марина противостоять демонической теще, натравившей на нее карликов-камнеедов? УЗНАЕТЕ ЗАВТРА.

Как ни странно, трудолюбие топовых авторов Литнета оплачивается. Например, одна из топовых авторов про “властных героев” за первый день подписки продала около 4500 подписок (это как 4500 копий книги по 130-200 р). Для простоты умножим на 150 и получим 675 000 рублей. Думаю, после рекламы число изрядно увеличилось. Сеть очень сильно меняет книжный бизнес.

Теперь посмотрим в сторону обычного книгоиздания – крутые переводные романы продаются максимум тиражом в 3000 – 5000, 10000 – это прямо праздник, то же касается и романов фантастов-новичков, гонорар разовый, от 35 до 60 к при среднем сроке написания в полгода-год.

Рулетка удачи теперь более демократична. Я ненавижу и романы про властных героев, и общее мировоззрение, заставляющее их порождать, но люди, готовые писать концептуальные романы про Батая или фантастику про говорящих краболюдей, никуда не денутся, так что сетовать причины нет. А вот кейс интересный – и чем больше денег вращается в таких демократичных подписках, тем сильнее издательства пытаются откусить кусок, т.к. люди хуже читают сложные вещи. Крупные игроки усердно пытаются запрыгнуть в этот поезд. Но зачем авторам, зарабатывающим по 500к соглашаться на 40? Я не знаю. Посмотрим, что из этого выйдет.

 

Leave a Reply