Вспомнила тут про наш кавер на «Не питай» Океана Эльзи. Интересно, что песня с течением времени становится все более радикальной — с тех пор «Океану Эльзи» запретили выступать в России «из-за антироссийской позиции» (запрещенная музыка, лол!), а уж украинский язык, по-моему, доводит половину людей до истерики, так что послушать лишний раз стоит. Однако тут есть несколько моментов, на которые я прежде не обращала внимания.
Во-первых, разница исполнений Вакарчука. Есть каноничное исполнение под скрипки и пианино. Оно очень красивое, однако оно трогает на том же уровне, что бесконечные ролики «incredibly sad piano». Если вы послушаете, то поймете, что почти вся ответственность за эмоции в этом варианте перелагается на инструменты — скрипка плачет, пианино парит, — тогда как из голоса они немного вымываются. Песня звучит слишком ровно, чувства добираются из соло.
А песня ведь о другом совершенно! Это песня о неистовом, сильном желании оказаться в другом месте, песня о желании жить в чужом плену, отдав все на свете. Спокойствия там мало. Там есть мечтательность и легкое смятение, переходящие в припеве в искреннюю и бьющую этой искренностью любовь. И студийная запись играет полутонами, она деликатна, но при этом не всем дает понять ее смысл. У песни в итоге есть два варианта — медленный, застывающий на мечтательной ноте, и яркий, который уже обыгрывает желание.
Вакарчук, несмотря на неказистый вид, — настоящая рок-звезда, и все это ему известно. Его голос весьма многообразен, он вибрирует и изменяется. У него периодически даже это Roxy Music style дрожание получается. И поэтому самые лучшие исполнения тут концертные, после которых понятно, что все перепевающие песню Вакарчуку в подметки не годятся. Вот, пожалуйста:
Музыка тут минимальна, а вот голос дает все остальное. В припеве тут все — и какое-то удивление и даже беспомощность, как будто признаешься в чем-то неожиданном, и мечтательность, и просторы, и — во втором припеве — сила желания. Вакарчук охуенен. Это не самое лучшее концертное исполнение, но хорошее.
Во-вторых, я-то узнала о «Не питай» вообще через трэш-канал — послушав какого-то пацанчика с Х-фактора. Пацана выручила эта чистота молодого голоса, которая включается в припеве, и невинность. По сравнению с оригиналом это звучит блекло, но если ты его никогда не слышал, пацан трогает за счет чистоты. Т.е. если бы не это, я бы никогда и не узнала о такой шикарной песне.
В-третьих, смысл. Ксан бросил, что это не мужская песня, но мне не кажется, что он над этим задумывался. А я хочу сказать вот что: если подобный текст поет женщина, он теряет половину своей соли, потому что женщинам в культуре как бы полагается о ком-то там тосковать. Из текста исчезает ощущение борьбы, потому что женщинам отказывают в такой борьбе за собственную свободу от плена желания. Считается, что они готовы сдаться всегда, хотя это, конечно, чепуха. Так вот эта песня — как раз о жажде мужчины отдать все свои сны в руки невинной девушки, потому что это сладко. О желании забыться, раствориться в каком-то клевом чувстве. О желании просто пойти по следам, открыть дверь — и будь что будет. И оно сильно бьет по нервам при любом исполнении, но изначально здесь используется не только романтика, но и контраст. И это важно.
Что касается моего кавера, то я поняла, что не смогу спеть, как Вакарчук, даже если очень постараюсь. Поэтому я взяла то же самое желание и спела так, как будто это единственное, чего мне хочется. И в итоге получилось неплохо, но слишком мило, хотя меня разрывала тоска. Наверное, со стороны слышнее, но вот я сейчас не слишком понимаю, что к чему. Сейчас мне кажется, что я способна на большее.