Прочитала список @fantasy_sf Женщины в фантастике . Почитайте, там интересно. Я узнала, что Ли Брэккет, от снежного романа про Эрика Джона Старка которой я перлась в детстве, была еще и сценаристом ряда мощных голливудских нуаров и 5-ой части “Звездных войн”. Это круто, но мне сразу бросился в глаза вот этот кусок про Элис Шелдон (ака Джеймс Типтри младший):
“Шелдон скрывала свой пол, большинство редакторов, писателей и читателей судя по ее прозе считали, что она подчеркнуто мужественный мужчина (часто звучало «мачистый»), хотя и с необычными феминистскими взглядами. Таким образом, когда обман раскрылся, на смех подняли нескольких знаменитых фантастов, а самыми яркими примерами были Сильверберг и Эллисон. Роберт Сильверберг в своей статье писал, что, хотя и возникли теории о том, будто Типтри — женщина, он считает их абсурдным, поскольку проза этого писателя очень маскулинная; и представлял ее мужчиной лет 50–55. Харлан Эллисон в предисловии к «Снова опасные видения» сказал, хотя Кейт Уилхейм лучшая женщина-автор этого года, Типтри — настоящий мужик.”
Я о такой реакции и таком подходе уже писала. Читала отличную историю, как женщине-автору ставили в пример ее же собственную книгу, написанную под мужским псевдонимом. Понятно, что навешивание ярлыков на базе заведомо известного пола автора, – это чушь. Также не думаю, что стоит выделять женщин-фантастов в какую-то спецгруппу – далеко не все, написанное женщинами, автоматически становится “женской прозой”, а мужчинами – “мужской”. Все люди очень разные. Но только совсем недавно наткнулась на статью, где рассказывается, как агент Джоан Роулинг посоветовал ей взять гендерно нейтральный псевдоним (когда он может принадлежать и мужчине, и женщине, люди автоматически считают написавшего мужчиной и в разы благосклоннее относятся к тексту). Меня это сильно впечатлило и удручило, потому что издавался “Гарри Поттер” не так давно – это тебе не 50-е. Эту практику использовали почти все известные женщины-фантасты, прекрасно осознавая предубеждения и мощный сексизм читательской аудитории. Ли Брэккет, Андре Нортон прославились, конечно, благодаря тому, как хорошо писали, но обратили бы на них внимание читатели, если бы они издали свои sci-fi романы о космосе и вестерны о дальних планетах под отчетливо женскими именами? Лоис Макмастер Буджолд, получившую Хьюго за серию космоопер, многие читатели считали мужчиной. Конечно, есть счастливые исключения, но тенденция не радует.
Я, кстати, подумала, каких отечественных женщин-фантастов я знаю, и получается, что те, кто действительно зарабатывают своим творчеством (рыночная успешность) и не относятся к разряду писательниц романтического чтива/ детской литературы, либо работают в соавторстве с мужчиной (что в глазах публики понижает уровень подозрительности и сверхкритики текста, ведь они подсознательно считают, что большую часть работы делал мужчина, а женщина – ведомый соавтор) как Марина Дяченко, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова), либо являются Максом Фраем (т.е. женщиной под мужским псевдонимом).
С Максом Фраем вообще интересно – он получил большую известность за счет “Хроник Ехо”, которые не были похожи ни на что из тогда выпускаемого. Получилось бы у Светланы Мартынчик под реальным именем? Кто знает. Брать мужской псевдоним советуют в самих издательствах. На полках магазинов можно встретить лишь одну успешную серию книг, выпущенную женщиной-фантастом (под мужским именем), – это серия Макса Фрая. Это условное городское фэнтези, а не твердая фантастика, но в основе цикла лежал ряд очень необычных идей и любопытный подход. Больше серий женщин-фантастов, если не считать романтического фэнтези и подростковой фантастики, в настоящее время в магазинах нет. В 90-е картина была немного поразнообразней, но сейчас так. При этом стоит им взять мужской псевдоним – и в отзывах читателей мгновенно появляется “маскулинность текста”, “автор пишет так жестко и увлекательно”, “Вася, хоть и мужчина, тонко чувствует психологию персонажей”.
Это достало.
P.S. Напомнили в комментах про Веру Камшу, она действительно успешный серийный автор, которого читали представители и женской, и мужской аудитории.
>те, кто действительно зарабатывают своим творчеством (рыночная успешность) и не относятся к разряду писательниц романтического чтива/ детской литературы, либо работают в соавторстве с мужчиной, либо являются Максом Фраем
Панкеева, Семёнова, Камша как исключения, хотя Камша оставляет желать сильно лучшего и местамиo действительно для “взрослеющих” (то, что на западе называют янг эдалт).
я писала про настоящее время. раньше Семенова и Панкеева продавались, сейчас уже нет. Камша – да, надо ее упомянуть. Старобинец клевая, особенно с хоррор-рассказами, но коммерчески вряд ли успешна.
Анна Старобинец ещё. Она с самого начала не настраивалась на “серийность”, это другой литературный сегмент. Но получила определённую известность под своей фамилией, а не как жена писателя.