сексизм и писатели

Не секрет, что если автор книги – женщина,  текст либо относят к романтической прозе, либо критикуют, находя женские черты там, где их нет. В каждой ситуации или персонаже ищутся стереотипные половые недостатки при том, что многословие, сентиментальность, рыхлость текста и проч. свойственны авторам независимо от пола. Когда те же самые штрихи или расклады присутствуют в текстах мужчины, им чаще ищут объяснение и пытаются разобраться, почему выбраны именно такие методы, именно такие схемы.  Ведь черты характера или ситуации появляются в тексте неслучайно.  Однако в книге автора-женщины не понравившиеся или непонятные вещи вытекают из пола, а все достоинства приписываются редкой удаче – типа, чика поднялась над собой (кое-как).  По этой причине, например, серьезный русфант с женскими именами на обложках плохо продается (за редкими исключениями).  В фэндоме есть четкие представления о том, что женщина писать может, а что – нет.  Скажем, слышала утверждения, что киберпанк – не женский жанр, боевик, научная фантастика и пр.  Все это дикость, конечно.

У нас была довольно интересная дискуссия на эту тему с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.  Елена с Натальей являются частью команды, которая выпускает книги под именем Алексея Пехова.  Трио Алексей-Елена-Наталья оказалось очень работоспособным, за счет чего у книг масса фанатов, серии издаются в Германии и США.  Каждый участник команды талантливый автор, что доказывают их сольные работы, а сотрудничество позволяет им держать темп выпуска книг. Однако, несмотря на то, что Алексей неоднократно заявлял о том, что книги они пишут вместе, а квалификация соавторов не вызывает вопросов, многие читатели не оставляют попыток найти женские куски текста, точно уверенные, что вот же они – это там, где про любовь! Все, что кажется им неудачным в текстах, приписывается женщинам, тогда как все удачные моменты – Алексею.  И, естественно, читатели попадают пальцем в небо. Постоянно. Потому что тексты хороших авторов не имеют маркера пола.  Это было бы смешно, если бы не повторялось с каждой книгой.  Безусловно, такое отношение к авторам-женщинам несправедливо.

Далеко можно не ходить, для примера возьмем пару обыкновенных отзывов о моей последней книге “Отступник”.

“Товарищи, не ведитесь на милашку-паладина, что на переднем плане! В этой книге все очень, просто таки очень, печально. Депрессивный мир, такие же герои, все это помножено на беспощадную теологию и приправлено сверху дикими, в своей лютости, догматами. Что я вам скажу, настолько жесткую книгу не каждый мужчина напишет! Но это не значит, что книга плоха. Наоборот, интересна, необычна, оригинальна. А что я всю ночь, после прочтения, с кошмарами промучилась, так это просто психика еще детская, неокрепшая.
Как резюме: если вам надоели розовые слоники верхом на воздушных единорогах и хочется чего-то серьезного и печального, то смело открывайте роман в стиле героического фэнтези «Отступник». ”

Одна из лучших книг, которые я прочел за последние пару лет. Темная фентези в стимпанковом антураже с легким ассоциативным привкусом антихристианских мотивов. Отлично проработан и прописан мир, еще лучше образы героев от лица которых идет повествование. (…)При всем при этом, книга пропитана эмоциями главных героев, эмоциями, которым легко поверить даже мужчине. А такая стилистика уже свойственна именно Поярковой.

Курсив мой. В принципе, оба отзыва положительные. Однако в каждом присутствует неосознаваемый, совершенно автоматический сексизм. Девушка считает, что жесткость свойственна только мужчинам,  она заранее ожидала пони на радуге,  а мужчина подчеркнул, что женщины обычно не умеют писать мужские характеры (и то, что автор этого добилась, – это исключение).  В итоге получается, что женская фамилия не дает нормально читать текст.

Мне предлагали писать под мужским псевдонимом, но я отказывалась. А сейчас вот думаю, что это идеализм, ведь в рунете даже при чтении комментариев учитывается пол написавшего: если писал мужчина, спорят с его тезисами, если писала женщина – все тезисы объясняют полом. Под мужским ником проще было бы в разы.