В книге, которую можно рассматривать как дополнение по курсу, авторы тоже рассказывают про ошибки выборки и приводят довольно забавный пример парадокса Берксона (два независимых события могут становиться условно зависимыми, если произошло некоторое третье событие) на народном мнении “среди красавчиков полно засранцев”. Нет явной зависимости между красотой и добротой у людей в целом по популяции, но в конкретной ситуации подбора партнера это может быть справедливо, т.к. два разных события создают новую зависимость.
Привожу пример из книги.
Почему красивые парни такие сволочи?
Математик Джордан Элленберг предположил, что ответ может дать феномен, называемый парадоксом Берксона. Наши подруги, активно ищущие партнеров, порой жалуются, что, когда они идут на свидания с красавчиком, он часто оказывается мерзавцем, а если встречают кого-то милого, то этот человек обычно не особенно привлекателен. Одно из типичных объяснений этого печального наблюдения заключается в том, что красивые люди могут позволить себе дурное поведение, потому что обладают высоким статусом и многие хотят с ними встречаться. Но есть и другое возможное объяснение.
Элленберг просит нас представить, что мы размещаем потенциальных партнеров на двумерной диаграмме, где горизонтальной оси соответствует доброта, а вертикальной — красота. Вы получите примерно такую диаграмму.
На этом изображении доброта и красота практически не коррелируют. Горячие парни не чаще и не реже оказываются мерзавцами, чем уродливые. Пока что у нас нет повода думать, что хорошие мужчины некрасивы, а некрасивые мужчины — нехороши.
Но давайте посмотрим, что случится, если вы решите, с кем вы действительно хотите встречаться. Конечно, ни с кем из тех, кто одновременно и некрасив, и мерзко себя ведет. Возможно, вы смиритесь с некоторой нехваткой красоты, если человек очень мил, и наоборот. Так что теперь люди, с которыми вы бы хотели встретиться, окажутся на диаграмме выше диагонали.
Среди парней, с которыми вы бы стали продолжать отношения, появилась очевидная отрицательная корреляция между привлекательностью и добротой. Действительно, красавчик скорее окажется менее милым, чем средней привлекательности парень, с которым вы бы охотно встречались. А ужасно милый мужчина вряд ли будет более красив, чем парень средней привлекательности, с которым вы бы встретились.
Это парадокс Берксона в действии. Выбрав и красоту, и доброту, вы создали отрицательную корреляцию между красотой и добротой среди людей, на свидание с которыми готовы пойти.
Аналогичный процесс идет и в обратную сторону. Не только вы выбираете, с кем готовы встретиться, — люди тоже размышляют, хотят ли они встречаться с вами. Простите за откровенность, но если вы не Джон Ледженд90, то, скорее всего, у некоторых есть варианты получше. Таким образом, мы удаляем еще часть людей, с которыми вы хотели бы вступить в отношения.
Кто же остается? Ваш выбор партнеров теперь свелся к узкой полосе, проходящей через пространство потенциальных партнеров. Внутри этой полосы существует сильная отрицательная корреляция между добротой и красотой. Два отдельных случая парадокса Берксона (один включает тех, с кем бы встретились вы, а другой — тех, кто встретился бы с вами) создали отрицательную корреляцию среди ваших потенциальных партнеров, хотя среди людей в целом такого тренда и нет.