Давайте вдогонку об отзывах.
Прочитала отзыв на свежий платформер Celeste, там автор пожурил героиню за то, что она Мэри Сью, просто потому, что ее недостаточно (на его взгляд) раскрыли. WTF? Это полный провал чувака как рецензента. Не останавливаясь на неумении пацана использовать слова по назначению, я хочу сказать вот что: практически все герои компьютерных игр — это «Мэри Сью». Изначально так называли излишне, даже гротескно прокачанных новых героев в фантастике, которые были хороши во всем — настолько, что читалась выходящая за рамки и навязчивая сублимация собственных неудач автора. Если вы почитаете такой роман, вам тоже станет неловко.
В большинстве компьютерных игр игрок — это как раз персонаж, который все умеет или предельно быстро учится, которому подчиняются галактики, который разруливает неразруливаемое и вообще — избранный. Это соль большинства блокбастерных компьютерных игр. Мало кто назовет командора Шепарда из Mass Effect Мэри Сью, хотя к его помощи обращаются все вокруг, даже если министру нужно отлить, а уж забраться к нему в постель мечтают все — женщины, мужчины, инопланетяне. Это немотивированная накачка, необходимая для удовольствия игрока. Такое отношение к игроку — это классика для RPG и, разумеется, классика для шутеров, где с тобой играют в поддавки, давая арсенал суперспособностей или оружия. Вы видели, чтобы Корво называли Сэри Сью? Или любого другого легендарного убийцу? Думаю, нет. Они просто крутые пацаны.
Обратите внимание, что мужской аналог понятия «мэри сью» сразу же испарился (а он был), потому что он использует слишком уничижительную тональность. Не упрекать же мужчину за то, что он все умеет и ему все дают, правда? ;) А Мэри Сью в конечном счете стали называть любых героинь-женщин просто потому, что это героини-женщины. Это словосочетание стало использоваться, чтобы моментально принизить героиню и ее автора заодно.
Любая крутая женщина-персонаж в глазах незадачливого рецензента получает ярлык Мэри Сью, как будто стать романтическим интересом для пары мужчин или овладеть несколькими областями жизни одновременно — это какое-то выдающееся достижение. Celeste, чтобы стать Мэри Сью, хватило просто «непроработанности» (sic). Удачный образ, неудачный — да всем похер. Давно известно, что пинать что-то с женским именем легко и приятно. Если героиня умеет одновременно хорошо владеть мечом, знает точные науки и симпатична, то это сокрушает основы мироздания. Это, видимо, в глазах такого человека невозможно.
Игрок почти всегда — читер, знаток многих ремесел, в этом фишка эскапизма. Игрок хочет, чтобы его ублажали, и даже если, как в Dark Souls или сложных платформерах, его не особенно ублажают, игра все равно нужна для подъема самооценки, для ощущения «сложного достижения». Множество геймдизайнеров ломает голову над балансом, который создает иллюзию сопротивления, но не делает игру непроходимой. В топовых играх над этим работает множество людей. Даже если игрок начинает безруким крестьянином, очень скоро ему станут кланяться в ножки. Причем, играя с приятелями, я постоянно наблюдаю выплески эмоций, когда игрок хотя бы ненадолго падает с пьедестала, поддерживающего его особость. Ответом на такую смену баланса становится возмущение и обида. В игре как раз быть обыкновенным, а не избранным — оскорбление.
Любопытно, что в «критике» книг обычными пользователями «Мэри Сью» обозначает прямо противоположные вещи. С одной стороны, так называют «серых мышек» в любовной литературе, которых при полном отсутствии у них яркого характера, каких-либо умений или достижений, хочет целая череда героев. Такое несоответствие между исходными данными и результатом всех раздражает. С другой стороны, так называют любых крутых героинь, которые как раз обладают массой полезных навыков. Но это их не спасает от пинков! Обычно, если навыков больше двух, читателей прямо разрывает от возмущения, несмотря на то, что разносторонние героини вполне могут преуспеть в целом ряде направлений. Это нормально. Плюс если мы столкнемся со студентом-отличником боевой и политической подготовки в магической школе, это никого не напряжет. Но если это будет девушка, то все сразу взбеленятся. Сучка крашеная! Она не может так много всего уметь и знать! Гори в аду!
Да, дрянных книг много, но в таких отзывах виден откровенный сексизм. Дерьмовых героев-попаданцев называют дерьмовыми героями-попаданцами, но для женщин придумали ярлык, который лепится на что попало, даже на те вещи, которые ну никак не попадают под это определение.
Я в курсе, что существует особый тип литературы, где никчемная героиня наделяется массой перков, и этот контраст сильно раздражает. Но это не повод навешивать оскорбительный ярлык на любых женских персонажей, хоть как-то выделяющихся из серой массы. Обычно то, что считается «нормальным» для героини, у читателя обрисовывается его собственным, довольно скромным опытом. Если же рецензент обозвал кого-то Мэри Сью, то все, это как надгробие. Все понимающе вздыхают — и обходят книгу стороной.
Да, собственно, неважно, будет ли героиня слишком лоховата или слишком крута, будет она знать языки, стрельбу и рисование или будет отлично знать что-то одно — итог один. Ее назовут Мэри Сью по-любому. Хорошо можно знать только одно — приготовление обеда, но если вы создадите героиню, чья суперспособность — завораживать всех обедами, а люди будут влюбляться из-за ее шикарных кексов, ее тоже сочтут излишне могущественной.
Так что, если пишете отзывы, лучше избегайте штампов — и укажите, что именно в конкретном случае кажется плохим. Обычно, когда рецензент начинает раскрывать тему, уже можно достать стакан с попкорном. Ссылаться на стереотипы, чтобы освободить себя от трудов, непрофессионально.