Ребята, давно мы не обсуждали действительно значимые вещи – молодежный рэпчик, а ведь вышли новые альбомы Фараона и Фэйса. Фараон продолжает косплеить одинокого волка вперемешку с песнями про “этих сук”, а Фэйса едва не отправили в армию – и он так напугался, что выпустил остросоциальный альбом про то, что Россия – для грустных, причем с набором цепких треков. Оба альбома любопытны.
Face простой, как палка, но он живет в ритме, тексты нового альбома дидактичны и назойливы, но зато то, что запоминается, качает. “Это страна-заточка”. Странно, но социальная критика удается ему ненамного хуже мастерицы “Айгел”. “Бог – это казнь”, – поет он, и хочется покачивать головой в знак согласия. На “Афише.Дэйли” автор критиковал текст Фэйса за некрасивые рифмы, но рэп – это не поэзия, он работает только вместе с ритмом, без музыки рэп не живет. Где-то он проваливается, но треки реально торкают, и дело тут не в мастерстве Фэйса, хотя он может припечатать. Дело в том, что в России дела обстоят так печально, что даже прямолинейная подростковая социалка звучит правдиво – https://music.yandex.ru/album/5708192 . Послушайте несколько треков, вы удивитесь.
Социальной критикой тут выступает сам факт того, что даже Фэйс понял, что живет в стране, где зона вечна. В одной песне он так и поет – здесь каждый день сплошная драма, ловлю негатив, только посмотрев вокруг. Это запросто может быть попыткой окучить протестную школоту, но пусть так, истинности от этого наблюдения не теряют. Варианта два – либо мордой в пол, либо в маску. Как постановка Айгел про суд, так и простецкие песни Фэйса рисуют одно и то же:
Нормальный такой, хоть и слишком прямолинейный альбом.
Фараон – другая лига и другой жанр: https://music.yandex.ru/album/5675354 Родоначальник упоротой школы продолжает играть в холодного одинокого героя, который выше толпы, принимает байронические позы, в промежутках развлекаясь всякой хренью, – то “Нирваной”, то каким-то ремейком “Мальчишника”, то туманной лирикой. Именно Фараона стоит винить за вал рэпчика с “этими суками” и общее женоненавистничество в рэпе, яростно подхваченное молодняком, но он при этом ярко выраженный романтик. Калька с those bitches на русском звучит плохо, потому что русский рэп изначально был слишком близок с шансоном, и неприятные интонации наслаиваются, особенно если речь идет о постоянном секс-обслуживании. Но вряд ли музыкант заходил в мыслях так далеко, когда делал свой cloud rap, речь шла об эпатаже, сквиртах шампанского в лицо, всасывающем, ленивом звуке и прочих вещей, за которые его полюбили.
Тексты на новом альбоме периодически жестоко подводят Pharaoh своей глупостью, потому что сейчас публика начинает ожидать от него чего-то посложнее, но пока чувак выживает за счет харизмы и музыки. Там, где он не в образе модного гопника, не троллит и не поет про очередных сук и их рот, он воображает себя молодым Люцифером, ледяным героем, включает откровенную готику. Это дико смешно, как любые подростковые стихи о Важном. Но и прекрасно тоже, ведь мы так позориться стеснялись, а здесь это становится квинтэссенцией юности, это заводит. У Фараона есть стиль, он держит на подложке Курта Кобейна, считает себя глубоким. Вспомните старые видео, вот где был сок:
Этот стиль и внутренняя подростковая драма, пусть и выраженная не всегда складно, начинают играть за счет той терпеливости, с которой Фараон двигает свою позу. Ну и кто не воображал себя дерзким гангстой, ниспровергателем основ, опасным поцыком, ледяным мессией, королем жизни?
Этот образ чувака, у которого все есть, включая взвод истекающих истомой моделей, по-разному эксплуатируют почти все рэперы, но Фараон в других треках внедряет туда чуточку внутреннего страдания, эдаких мучений творца в клаустрофобических богатых комнатах. Особенно смешон в этом смысле трек RAW 2, где чувак рассказывает, как пидоры из индустрии набиваются ему в друзья и подростково покрывает хуями всех подряд.
Интересно, что трек – это никогда не поэзия. Ведь текст песни может быть сколько угодно плох – важно, как он обыгран. PHUNERAL – не самый внятный альбом Фараона. Послушайте, например, RAW2:
Этот текст поистине ужасен, без всяких скидок. Это стыдно слушать. Но внезапно в середине трека после всей этой чуши про лес трупов и черных волков, начинается другая часть – и она искупает полный провал первой части трека своей энергией. Это все равно плохой трек, но он умиляет.
Интересно, что это моментально подкупает старых взрослых дядек вроде Сергея Шнурова или Невзорова. И это маркер. Всем этим людям хочется так же искренне нести чепуху про одиноких героев и черных волков, сдирающих кожу с тех, кто рискнул подойти поближе, но они уже не могут. И я не могу, а поэтому иногда слушаю Фараона, пусть даже и с фэйспалмом наготове.
Фейса послушал, нравится запал, но лириксы слишком неконсистенты местами “расскажу в пределах одного трека про срамную рашку и заодно про то, что на стрелку за своих всегда готов подъехать вписаться” =/ Гребаное подростковое эго, что ты делаешь.
Но все равно очень круто, что тренд злого-свободного высказывания против всего дерьма у молодежи появляется в музыке, потому что ощущение такое, что мы десятилетиями без этого жили или оно было совсем в андеграунде. То, что новое поколение смело высказывается, что устало от сермяжного ватного дискурса — прям бальзам на душу.
В Фараоха не смог, слишком толсто, но пожалуй что да, он триггерит — spanish shame rap какой-то.
Еще я угарел по последнему альбому Монеточки, она одновременно искренняя, злая, ироничная и меткая, раньше это был просто милое ютуб творчество, а в этот раз ее крутые тексты завернули в не самый типичный для российской музыки электропоп и получилось прям бдыщ.
Взять хотя бы “Кумушек”
https://www.youtube.com/watch?v=uSjMVOxVnZA
20-летняя тян иронично хлещет инстаграм-лайфстайл, при том вплетая во все это драматургию “что может оно так и проще”, в припеве народное пение под синтетический бит, в конце композиции — циммеровские тромбоны.
Дико рад, что наше не самое уютное культурное поле плодоносит таким, это реально оттесняет внутренний Мордор и делает жизнь лучше.
хорошо, что угорел.
мне первый альбом казался более интересным, а это уже поп для широкой аудитории. ну и все эти восхищения няшными голосами тян меня не пронимают.