Толокно у Дудя и акционизм

У Дудя вышло два выпуска подряд с действительно интересными героями. С Надей Толокно из Pussy Riot, а с ней интересно все, она очень умна – https://www.youtube.com/watch?v=RNbXm8WKmow – и с Фараоном – https://www.youtube.com/watch?v=VXK12Uaxt9M . Они оба интроверты, оба для мэйнстрима “странные”, хотя по разным причинам, оба делают весьма интересные, драйвовые, чумовые вещи, которые не все понимают.

В интервью с Толокно интересно то, из-за чего я в свое время присоединилась к арт-группе “Война”, – тема самопреодоления. Акции для современных художников, что бы ни думала о них публика, никогда не о бесстыдстве, в них всегда включено мучительное преодоление собственной неловкости, стыдливости, собственных границ, создание шокового момента, выбивающего аудиторию из равновесия. Акция Катрин Ненашевой в клетке около ФСБ или опыты Марины Абрамович с доверием в акции “Ритм 0”– это опасно не только для осмысления, но еще больше – для самих художников. В Толокно очень зримо соединены два направления – с одной стороны, образованность и встроенность в мировую культуру (я сразу вспоминаю их трогательную переписку с Жижеком из тюрьмы), с другой – четкое осознание своих целей, способность подавлять личное ради этих целей, умение насильно, очень жестко расширять собственные границы, если это необходимо.

Акции Pussy Riot и арт-группы Война времен совместной работы Вора, Козы и Толокна с Верзиловым все были хороши.Даже Дудь оценил символизм “ебли в Биологическом музее”, хотя в свое время это была самая противоречивая история. Но акция в храме оказалась совершенно поразительной по своей силе воздействия. За пару минут прыжков девушкам желали смерти, изнасилований, государство посадило их в тюрьму, издало специальный закон, по которому сейчас сажают за религиозные мемасы, – невероятный поворот, моментальное скидывание овечьей шкуры. Для меня все, что происходило на суде над Pussy Riot, было невероятно мучительным. Тогда остатки оболочки благополучия окружающего мира слезли, упали, как обломки старой краски. Из под них было видно “расстройство психики в виде наличия гражданской позиции” и прочее безумие. Я описывала это тут (http://lj.rossia.org/users/mor77/539248.html#cutid1) и тут . Этого видеть не хотелось, но видеть было нужно, чтобы подготовиться к тому, что сейчас в новостях.

В интервью Толокно приоткрывается с разных сторон – и смотреть на это очень интересно. Это ведь еще и драма: цветущего, идейного, активного человека запихивают в камеру, надевают на него платок, заставляют подчиняться, созерцать худший институт из возможных, худшее отношение к человеку из возможных. Созерцание подлости и унижений переживается значительно сложнее обстановки камеры. Но, черт возьми, наткнулась на “краткое описание” от “Медузы”, и это просто мусор. Вроде формальные факты и упомянутые слова похожи, но совершенно не о том, совершенно бессмысленно. Не доверяйте никому переживать за вас впечатления.

2 комментария

  1. Меня пропер тот момент, в котором Надя рассказывает про батю, подкинувшего ей в 13 лет Сорокина. Это прям в тему синергии нужных текстов и благодатной почвы.

    Вообще, всегда ставило в тупик то количество хейта, которое питают к Пуссям даже глубоко не религиозные люди. Типа, в мирской уклад видите ли грубо вторглись, ути-путечки. Даже по каментам и количеству дизов у Дудя заметно.
    Мне кажется это прям ключевым для нашей культуры — любой ад готовы под боком терпеть, лишь бы оно конвенциональным было, а любая дерзость против каких-то там вшивых канонов, до которых 90% дела-то никакого нету — люди сразу ерзать начинают, им сразу представляется, что если в храме позволен акционизм, следующим этапом у них в подъезде трависти-шоу начнется. А там, где должны остро сталкиваться какие-то парадигмы, люди видят бесноватый пеар и попытку выпендриться. Грустное говно.

    Если бы наших дедов поработила армия атомных супермутантов, заставив возделывать поля редиса на берегах Южной Гвинеи под страхом лишения волосяного покрова подмышками — современники даже это защищали бы до потери пульса как неотъемлемую часть русской души.
    Так повелося.

    ps. Я только что понял, что в твоем “Кодексе” пропорция документалистики и фикшна совсем не та, что я думал. Воу!

    1. я не знаю, что думают какие-то люди, для меня PR – яркие герои. я хотела к ним вписаться, едва увидела (как раз Война усохла), но что-то там не срослось или их поймали быстро, не помню уже.

      “Кодекс” – это не фикшн, это документалка. фикшн там появился только за счет того, что события урезаются, какие-то вещи скрываются из цензуры, образуется свой фокус, поэтому получается лирический герой все равно, взгляд личности, а так там правда, в основном.

Оставить комментарий