Разбиралась, как выдают Нобеля, и наткнулась на книгу Китинга “Гонка за Нобелем”. Он там пишет вот что:
“В 1949 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена Антониу Монишу «за открытие терапевтического эффекта лоботомии при некоторых формах психических заболеваний», что привело к популяризации этого метода, несмотря на его сомнительные этические последствия. (…) Даже премия мира, которая ближе всего была сердцу Альфреда, запятнала свою репутацию награждением в 1973 году двух главных поджигателей войны во Вьетнаме, а в 1994 году — палестинских и израильских лидеров, которые едва ли внесли существенный вклад в «снижение численности существующих армий», как это сформулировал Альфред.”
Забавно, особенно про лоботомию. Вот хорошая статья на эту тему – https://nplus1.ru/material/2020/01/03/lobotomy Но сам Монишу был очень интересным человеком, занимал важные политические посты – https://indicator.ru/medicine/egash-monish-lobotomiya.htm и до лоботомии разработал действительно полезную вещь – рентгеноконтрастную ангиографию. Но Нобеля ему дали не за нее.
Лоботомия в свое время была невероятно популярна в США. Фанат лоботомии Уолтер Фриман, не имевший даже хирургического образования, ездил по Америке на таком автомобиле и делал народу лоботомию по-быстрому. Услуги широко рекламировались, хотя “пациенты” становились овощами, а около 600 человек попросту умерли https://www.kommersant.ru/doc/1924679 Чувак лоботомировал даже 4-хлетнего пацана, который плохо себя вел. Он называл пациентов своими “трофеями”, что наводит на определенные мысли.
После залихватских историй о лоботомобиле не удержалась и прочитала автобиографию Ховарда Далли “Моя лоботомия” – https://www.goodreads.com/book/show/503248.My_Lobotomy Книга совершенно безумная. Ховарда Далли в возрасте всего 12 лет привела к доктору Фримену его мачеха, люто его ненавидевшая. Фримен тогда только начинал свой лоботомический поход по Америке, однако уже был настроен не слишком критически, руки чесались. Ховард был совершенно нормальным подростком, попавшим к мачехе, которой нужны были дети, ходившие по струнке. По какой-то причине она настолько невзлюбила его, что начала таскать по психиатрам, чтобы убедиться, что с ним что-то не так. Однако из шести психиатров четыре сказали, что что-то не так с ней самой,и все сообщили, что ребенок норм. Примером поведения Ховард не был, однако учитывая его общую судьбу, это нормально. В результате мачеха убедила отца Ховарда, что парню надо сделать лоботомию, чтобы подправить его поведение. ¯\_(ツ)_/¯
Мне кажется, эта история вполне могла бы стать сюжетом для фильма ужасов. Однако это было только началом. После лоботомии, когда парню воткнули в голову железо, он некоторое время только ел, улыбался и сидел, потеряв интерес к чему-либо. Фримен решил, что это прекрасно, ведь Ховард больше не достает родителей, однако затем ребенок стал приходить в себя. Мачехе это категорически не понравилось, и она то пыталась отдать его к психам в лечебницу (безуспешно), то признать ребенком, опасным для окружающих, отдать в другую семью, затем его все-таки поместили в клинику. Т.к. Ховард был здоров, его просто закрыли в комнате. Каждый последующий поворот этой истории совершенно безумен, особенно из-за роли отца, прекрасно знавшего, что его сын нормальный, но идущего на поводу у деятельной мегеры.
К счастью, жизнь Ховарда в конце наладилась, хотя он прошел через многое. И вот, уже имея собственную семью, он начал ходить по архивам и пытаться понять, что с ним произошло. Оказалось, что мачеха наврала Фримену о степени его опасности, и Ховард был первым ребенком, которому сделали лоботомию за то, что он воровал со стола бананы и попинывал брата. Но самое любопытное, что отец так и не извинился перед ним – ни за лоботомию, ни за то, что посадил его здорового в психушку, ни за что бы то ни было еще. Когда его начали расспрашивать интервьюеры, он сказал “Ребята, это было так давно. Это заставляет меня думать о себе плохо. Это все его мачеха, Лу”. Просто сумасшедшая книга.
еня многое поразило в книге Ховарда Далли, но самое интересное – это его выводы. После лоботомии он всегда ощущал себя жертвой – нелюбимым, отторгнутым, ненормальным, даже не закончившим школу из-за мачехи и отца, поэтому будущее его было предсказуемо – наркотики, жизнь на пособие, безделье, т.к. он ничего не умел. Он катился по наклонной очень долго, но все прекратилось, когда он решил, что хватит быть жертвой и пошел в школу обучаться профессии. Говард был уже мужиком за тридцать, так что это далось непросто. Но он начал что-то делать сам, потом нашел работу, постепенно после череды плохих работ нашел подходящую, затем во время поездок на школьном автобусе наблюдал за детьми, начал им помогать и переосмыслил собственную судьбу. Как он написал в конце, его дерьмовая жизнь закончилась только тогда, когда он перестал считать себя жертвой.
“Моя лоботомия стала объяснением всему, что со мной происходило. Моя жизнь по-настоящему даже не начиналась, пока я не решил вернуться в школу и попробовать сделать из себя хоть что-то. Все началось, когда я перестал вести себя, как жертва”.
Поразительная мудрость для мужика с лоботомией, да? Многие здоровые до этого доходят не сразу.