История книжных сериалов: от Хичкока и советских радиодрам до подкаста про оккультистов

Сделала для Букмейта статью про историю аудиодрам – от старых нуарных радиоспектаклей до безумных серийных подкастов. Лежала тут,  но в конце 2022 Букмейт вобрал Яндекс, журнал стал недоступен, поэтому привожу текст здесь. Некоторые линки после поглощения не работают.

История книжных сериалов: от Хичкока и советских радиодрам до подкаста про оккультистов

Какими были аудиосериалы 1930-х, что такое говорящие книги и чему сейчас писатели учатся у киносценаристов

На Букмейте стартует книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» — о приключениях американской рабыни и русской крестьянки, которые меняются своими идентичностями. А мы вспоминаем историю аудиосериалов — от детективов по радио до аудиодрам про Апокалипсис.

Магия радиоволн

Самый известный факт о заре радиопостановок — это паника, которую вызвал американский аудиоспектакль по книге «Война миров». Нападение марсиан на Землю было отыграно так достоверно, что люди, не слышавшие начала, приняли постановку за реальные новости и перепугались. Легенда это или нет, в 1938 году радио играло огромную роль в жизни людей. Дешевый радиоприемник открывал дорогу к сотням шоу и давал повод семьям собираться вместе.

В Америке период примерно с 1930-х до 1950-х, когда радио было основным развлечением, называют золотым веком радио. У каждой радиостанции имелись свои хиты, иногда идущие десятки лет. Например, на CBS более 20 лет работало шоу Suspense!, где актеры читали нуарные рассказы, а началось все с адаптаций фильмов Альфреда Хичкока. Комедийное «Свидание с Джуди» прожило девять лет и так полюбилось слушателям, что по нему сняли мюзикл. Детективное радиошоу «Тень» про борца с преступностью и вовсе стало одним из самых популярных в истории.

Кино, радио и книги уже тогда шли рука об руку — литературные журналы заказывали свои радиошоу, а особенно популярные радиопостановки экранизировались. Но главное — слушатель с нетерпением ждал, что будет дальше, и спешил домой, чтобы ничего не пропустить.

В СССР радиоспектаклей тоже создавалось немало: от постановки классики вроде Гоголя, Фицджеральда и Шолохова до «Пикника на обочине» братьев Стругацких или «Звездных дневников Ийона Тихого» Лема. Своя озвучка «Войны миров» появилась и у нас. Чтецами часто выступали ведущие театральные и киноактеры, в истории включали музыку и звуковые эффекты, и это работало — люди не отлипали от радиоприемников. Особенно удавались детские постановки, которые выходили затем на пластинках, и детективы. На YouTube-канале Гостелерадиофонда можно найти записи «Убийства за чашкой кофе» Агаты Кристи или «Убийства на улице Морг» Эдгара По, которые неплохо слушаются до сих пор.

Аудиокниги: культура чтения вслух

Аудиокниги были придуманы в 1930-х в Америке и записывались для незрячих и слабовидящих людей, чтобы те могли читать, не читая. В СССР роль аудиокниг долгое время играли пластинки, а аудиокниги как отдельный продукт (на магнитных лентах для катушечных магнитофонов) появились только к 1960-м. Какое-то время говорящими книгами, как их называли в Союзе, занимались только общества защиты прав инвалидов, но компьютеры и интернет все изменили. Сейчас аудиокниги стали записывать как студии, так и армия любителей.

По сравнению с радиопостановками аудиокнига порой звучит суховато, ей не хватает спецэффектов, но такая простота не всегда плоха. Аудиокниги могут покорить харизматичным чтецом, необычным тембром голоса. Например, «Голем» Густава Майринка в исполнении Сергея Чонишвили.

Книги о Гарри Поттере, начитанные актером Стивеном Фраем, очень полюбились англоязычным слушателям. Отдельный бонус аудиокниг — возможность услышать, как книги читают сами авторы. Например, создатель инфостиля Максим Ильяхов начитал свою свежую работу «Ясно, понятно», историк Тамара Эйдельман — свое исследование о пропаганде, а Виктор Пелевин сам записал аудиоверсию своих рассказов.

На стыке радиоспектаклей и аудиокниг долгое время работала передача «Модель для сборки», озвучивавшая фантастические рассказы. Программа на радио существовала с 1995 года, а появление подкастов дало древнему проекту второе дыхание.

К 2020 году слушатели аудиокниг переключились на нон-фикшн (например, Харари или Марка Мэнсона). Для восприятия этого жанра не так важны актерские данные чтеца, главное — внятность и информативность, так что ряд компаний уже подключает к озвучке искусственный интеллект.

Эпоха подкастов

Бесконечные развлечения 2000-х отодвинули звуковые постановки в сторону. Нельзя сказать, что они совсем умерли (например, аудиосериал по «Доктору Кто» на британском BBC выходил целых 22 года), но казалось, что они доживают последние деньки.

И тут индустрию ждал неожиданный поворот. Смартфоны и стабильный мобильный интернет из безнадежного винтажа превратили подкасты и аудиодрамы в настоящий хит.

В 2013 году подкаст Welcome to Night Vale стал самым скачиваемым на iTunes. Забавно, что это имитация радиопередачи из маленького городка в пустыне. Здесь облака крадут людей, исчезают воспоминания, встречаются странные существа, а любая конспирологическая теория не кажется безумием. Слушателей ждали самые странные новости на свете, и популярность историй от сценариста этого подкаста Джозефа Финка зашкаливала.

В следующем году появился Serial журналистки Сары Кениг, запустивший новую эпоху подкастов. Она озвучила собственное расследование убийства школьницы, на протяжение 12 выпусков изучая улики и версии.

Serial установил мировой рекорд: все эпизоды слушатели скачали более 175 миллионов раз. Многие из успешных современных подкастеров называют именно Serial источником своего вдохновения.

Серийные документальные и остросюжетные фикшн-истории заполнили интернет, причем их делали как энтузиасты, так и гиганты вроде BBC, получившие приток новых слушателей. Количество качественных и интересных проектов огромно, но стоит назвать хотя бы некоторые.

В хорроре The White Vault международная группа ремонтников отправляется на далекий арктический форпост. Зловещий и загадочный The Magnus Archives — это хроника погружения в запретные оккультные архивные аудиозаписи. Forest 404 BBC — трогательная история работницы архива из мира будущего, где никто не знает, что такое лес. Она находит аудиозапись звуков леса и пытается понять, что это вообще такое, хотя не все одобряют ее интерес. Сценарий и удивительная работа со звуком стоят особого внимания.

В Blackout звезда «Богемской рапсодии» и «Мистера Робота» Рами Малек — диджей радиостанции в городке, где вдруг полностью пропадает электричество. Научно-фантастический Wolf 359 — история команды маленькой космической станции, а 13 Minutes to the Moon — увлекательная хроника реальной высадки на Луну.

Сценаристы порой очень изобретательны. Например, подкаст The Bright Sessions состоит из записей разговоров психотерапевта с пациентами — людьми со сверхспособностями и непростыми проблемами. Похожая концепция используется в драме Homecoming про солдата и работницу секретной правительственной службы, которые хотят вернуться к нормальной жизни. По аудиосериалу уже сняли телеверсию — сериал «Возвращение домой» с Джулией Робертс в главной роли.

Единственный минус — то, что богатый мир англоязычных подкастов в России доступен немногим. Но постепенно любопытные проекты появляются и у нас. Например, «Стереотеатр», делающий необычные постановки по пьесам современных авторов — про реновацию вишневого сада и сапсан «Желание», аудиоспектакль «Звездные войны: Новая надежда» «Яндекс.Музыки», увлекательная интерпретация «Загадочного ночного убийства собаки» или любительский проект «Трансметрополитен», где авторы сделали вариацию комикса Уоррена Эллиса.

Эпичные аудиоистории проникли даже в мир компьютерных игр. В 2017 году компания Blizzard, ответственная за множество хитов вроде World of Warcraft, выпустила на русском аудиодраму «Тысяча лет войны» по сценарию фантаста Роберта Брукса.

Netflix для аудио

В 2015-м, когда бум подкастов отрицать стало невозможно, любители сериалов Джулиан Яп и Молли Бартон запустили сервис Serial Box (сейчас — Realm). Джулиан заметил, что читает значительно меньше, чем раньше, хотя кино он смотрел без проблем. Ему пришла идея: что, если сделать приложение вроде HBO, но для аудиокниг, которое каждую неделю будет присылать слушателю свежую серию крутого книжного приключения?

Бартон и Яп решили, что писатели должны работать над подкастом так же, как это делают сценаристы любимых сериалов — в команде, в отдельной комнате, с поэпизодным планом.

Вместо того, чтобы брать роман и затем резать его на части, создатели ориентировались на четкость киносценариев и планировали писать специально для аудио: разбивать историю на интригующие куски и завершать хлестким хуком. Люди обсуждают сериалы, даже не досмотрев их, и Япу хотелось той же легкости.

Сначала вышли Bookburners («Cжигатели книг»), написанные фантастом Максом Гладстоуном. Это история про отряд захвата из Ватикана, сжигающий опасные магические книги, чтобы предотвратить Апокалипсис. Над эпизодами Гладстоун работал с тремя другими писателями, обмениваясь идеями и доделывая материал. Потом — «Темное дитя» по одноименному телесериалу, «Джессика Джонс», «Бэтмен», масса эксклюзивных проектов. Для одного из сериалов они наняли писать музыку легендарного режиссера и композитора Джона Карпентера. Платформа завоевала ряд наград и продолжает существовать по сей день.

Оставить комментарий