Ну и вдогонку про синий цвет и его отсутствие в восприятии древних. Не так давно читала книгу «Дающий»Лоури, это антиутопия про мир, где все избавлены от лишних эмоций (да, еще одна) и болезней, все заняты работой и предельно спокойны. И у всех, конечно, есть предназначение, а главный герой выбирается хранителем памяти. Он не в курсе, что это, но за время обучения понимает, что начинает замечать что-то странное. Что одна девочка чем-то отличается от других, хотя он не может понять, чем. И это беспокойство его никак не оставляет, он все возвращается к ощущению.
«Он увидел свои ноги и развел их в стороны, чтобы посмотреть на санки. И онемел от удивления. Сейчас это было не мимолетное впечатление. Нет, на этот раз санки обладали и продолжали обладать, когда он моргнул и опять на них уставился, тем непонятным качеством, которое он заметил у яблока. И у волос Фионы. Санки не менялись. У них оно просто было – просто было и все.
– Выходит, я прав. Ты начинаешь видеть красный цвет. Как это объяснить? Когда‑то, во времена воспоминаний, у всего были форма и размер, как и сейчас, но еще был признак, который назывался цветом. Цветов было много, и один из них назывался красным. Тот самый, который ты начинаешь видеть. У твоей подруги Фионы рыжие, отливающие красным волосы – очень редкий цвет, я давно уже ее заметил. Когда ты упомянул волосы Фионы, я сразу подумал, что ты начал видеть красный.» Мне это сразу напомнило великую песню СБПЧ про динозавра: «Как когда впервые ощущение зеленого пришло ко мне». Ну и дальше парень ходит и пытается передать ощущение красного окружающим, а они ничего не ощущают, а затем идет довольно крутой отрывок:
«Однажды он вернулся с Обучения переполненный новым знанием. Дающий выбрал очень волнующее воспоминание в тот день. Под его руками Джонас обнаружил, что находится в каком‑то странном месте. Открытое пространство под ярко‑голубым небом. Редкая трава, несколько кустов, камни, крепкие невысокие деревья. Он слышал какой‑то треск, он получил слово – «ружья». Затем крики, глухой звук падения и треск сломанных веток. Потом он услышал перекликающиеся голоса и решился выглянуть из‑за куста, за которым прятался. Дающий рассказывал Джонасу, что когда‑то кожа была разных цветов, – и правда, у двоих из мужчин кожа была темно‑коричневой, а у остальных – светлой. Он подошел поближе и увидел, как мужчины вырезают бивни у неподвижно лежащего на земле слона и уносят их, забрызганные кровью. Джонас никогда не видел такого красного цвета, он был переполнен этим новым красным.»
Это «он был переполнен этим новым красным» так сильно напомнило чувства, которые я периодически испытываю, что я, кажется, даже текст отложила. Но тогда мне казалось, что неумение видеть цвета в книге — это надсадный вымысел, хоть и очень удобный для метафор. А Пастуро фактически описывал попытку добиться такого эффекта в реальности, т.е. отрицания цвета и восприятия лишь формы, т.к. цвет беспокоит и не поддается контролю.
Оказывается, цвет во многом — культурный конструкт, его можно частично игнорировать. Это поразительно дико, но мысль о мальчике, который ходит по стерильному лагерю коммуны, переполненный до краев красными волосами Фионы и забрызганными кровью бивнями, долго меня не оставляла. Крутой образ.
P.S. Когда дописала, поняла, что я сама гибрид синего и красного сегодня, это забавно.