мосо и свобода секса

В книге «Секс на заре цивилизации», которая изо всех сил обрушивается на «естественность» моногамии для человека, нашлись очень интересные сведения о народе мосо, которые не практикуют брак, не отслеживают отцовство и дают женщинам полную сексуальную свободу. У книги сомнительная интонация, но данные о мосо интригуют. Взрослея, девочка мосо получает личную комнату, в которой может принимать любовников, когда пожелает. Такие отношения полностью отделены от социальной и экономической жизни и называются «сесе» («прогулка»). «Все сесе – просто визиты, не включающие взаимных клятв, перехода собственности, общей заботы о детях или обещаний верности. В языке мосо нет слов для обозначения мужа или жены, они предпочитают «аджу», что значит «друг». Такое устройство общества создает совершенно чуждое нашей культуре свободное пространство для женщин. Для мужчины его дети — это дети его сестры, т.е. отцовство не биологическое, а культурное. В каком-то смысле у ребенка множество матерей и отцов, он получает внимание от многих людей, везде чувствует себя, как дома.

«Когда девочка достигает 13–14 лет, она получает собственную спальню, которая открывается и во внутренний дворик, и на улицу через отдельную дверь. Девушки мосо абсолютно самостоятельно выбирают, кто войдёт через её личную дверь в «бабахуаго» (комнату цветов). Единственное непреложное условие – гость должен уйти до рассвета. У неё может быть другой любовник на следующую ночь, а может, и на остаток текущей ночи, если она того пожелает. Никто не требует обязательств, и любой рождённый ребёнок воспитывается в доме её матери, при помощи братьев девушки и всего сообщества в целом».

«Сексуальные отношения мосо строго отделены от семейных. Ночью мужчины спят или со своими возлюбленными, или в здании вне основного дома, но не под одной крышей с сёстрами. Традиции запрещают в семье любые разговоры о любви или романтических отношениях. Каждый обязан соблюдать полную конфиденциальность. Хотя мужчина и женщина свободны делать что хотят, они должны уважать личную жизнь друг друга. Суть отношений agio, как их называют сами мосо, характеризуется священным уважением независимости каждого – мужчины или женщины. Кай Хуа, китайский антрополог и автор труда «Общество без отцов и мужей», объясняет: «Мужчины и женщины не только пользуются свободой начинать отношения agio и заканчивать их, когда им будет угодно, но каждый человек может иметь несколько одновременных – на ночь или на более длительный период». Эти отношения могут длиться ровно столько, сколько пара находится вместе. «Когда посетитель выходит из комнаты женщины, это означает конец agio. Концепции agio на будущее не существует. Такие отношения есть сейчас или в прошлом», – пишет Кай Хуа, хотя пара может повторять встречи, когда пожелает»

«Крайне любвеобильные, мужчины и женщины мосо, ничуть не стыдясь, сообщают, что имели сотни отношений. Стыдиться, по их мнению, нужно обещаний или требований верности. Клятва верности расценивается как попытка сделки, обмена. Ревность, выраженная открыто, для мосо равноценна агрессии, так как ведёт к нарушению священной автономии другой личности, и потому есть явление постыдное и достойно осмеяния.»

Когда мужчины начинают обсуждать матриархат, то они сразу же строят зеркальную версию патриархата, в которой женщины с плетками заставляют мужчин им прислуживать. На деле общества могут быть устроены очень по-разному, и необходимость подавлять кого-то не является обязательной. Кроме того, изучая чужие культуры, мы становимся заложниками собственного языка, системы понятий, пытаясь незнакомую логику обернуть в знакомые конструкции (и ее искажая). Скажем, Марко Поло считал, что мужчины мосо подкладывают своих женщин гостям в качестве подарка, хотя на деле это являлось свободным выбором женщины — трахнуть неизвестного пришельца забавно, но не более. Интересны, кстати, методики борьбы с «блудом» мосо со стороны китайцев. Как обычно, это насильственное «оцивилизовывание»:

«Установив полный контроль над областью в 1956 г., китайцы начали практиковать ежегодные визиты правительственных чиновников с лекциями о вреде сексуальной свободы и убеждать население перейти к «нормальному» браку. Однажды чиновники заявились в область с портативным дизель-генератором, проекционным аппаратом и сомнительным нравоучительным агитфильмом, напоминающим по форме «Косяковое безумие» («Reefer Madness’» – дидактический малобюджетный фильм о вреде марихуаны, снятый по заказу небольшой церковной общины в США в 1936 г. – Прим. пер), демонстрируя «актёров, одетых, как мосо… в последней стадии сифилиса, сошедших с ума и лишившихся своих лиц почти полностью». Однако реакция аудитории была совсем не той, что ожидали чиновники. Их импровизированный кинозал был сожжён дотла. Агитаторы, однако, не сдались. Янг Ерче Наму вспоминает «собрания, проходившие каждый вечер, с разглагольствованиями, критикой, допросами. [Чиновники] подстерегали мужчин, идущих к домам любовниц, вытаскивали пары из постелей и выставляли их голых на обозрение родственников».

Когда не помогли даже такие грубые методы убеждения, власти решили «насадить благопристойность» (или хотя бы её видимость) силой. Были перекрыты основные пути снабжения семенами зерновых для посева и детской одеждой. Многие буквально под страхом голодной смерти были вынуждены подчиниться и поучаствовать в свадебных церемониях, спонсируемых правительством. Каждый получил «чашку чая, сигареты, несколько леденцов и отпечатанную бумажку – свидетельство о браке». (из книги)

Наша культура воспитывает очень нездоровое отношение к любви и сексу. Желание полного захвата, изоляции возлюбленного, ревность, страсть до безумия воспеваются, словно добродетели. Женщинам предписывается подавлять свои желания, мужчинам — распалять их. Очень интересно увидеть общество, где ревность и собственнический инстинкт считаются неловкими и стыдными недостатками, а секс отделен от социальной жизни и не является предметом торговли, т.к. каждый может получить его свободно и без обязательств. Крутое общество, по-моему.

3 комментария

Оставить комментарий