нужда в позитивном феминизме

Подавляющая часть моих занятий и интересов лежит в “мужском” поле – и работа, и увлечения. Я не подводила под это идеологическую базу,  а просто занималась тем, чем считала нужным.  Это мои занятия и мои увлечения. Так я прожила тридцать с лишним лет, и постепенно наблюдения, опыт и взгляды сложились в систему.

Среди всех книг, что я прочла, наиболее близкие к моим взгляды доносит “Второй пол” Симоны Бовуар, которая очень жестко и четко раскладывает по полочкам истоки реальности. Мне всегда казалось, что из храбрых и интересных девочек-личностей с помощью давления и воспитания пытаются сделать покорный персонал. “Женщиной не рождаются, женщиной становятся”, – написала Бовуар, рассказывая о том, как детское воспитание и социальное давление ломают и делают из женщины озабоченную красотой, бессмысленную тряпку.  Собственно воспитание женщин как женщин – это и есть единственная проблема, и т.к. меня воспитывали иначе, я воспринимаю женское воспитание как катастрофу, делающую из человека что-то бессмысленное.

Когда я заинтересовалась теорией феминизма, то прочитала немалое количество книг, и тут внезапно тема стала острой – выступления, статьи, споры.  Однако негативный феминизм, концентрирующийся на угнетении женщин и мало места уделяющий их успехам,  приносит мне больше вреда, чем пользы, потому что я обо всем этом знаю, а в больших масштабах это действует удручающе. Таким людям, как я,  которые самостоятельно чего-то добились, нужно больше позитивного феминизма для поддержания сил, чтобы продолжать заниматься своими делами.

Я не считаю себя особенной, и я хочу читать про таких же, как я, или тех, с кого я могла бы взять пример, с кем мне было бы интересно поговорить. Мне нравится Жанна Д’Арк, но не там, где она верит в бога, а там, где стрижет волосы, надевает штаны и руководит армией. В информационном поле я хочу почаще видеть женщин, которые являются чем-то помимо “женщины” –  увлеченных призванием, исследованием, страстью к жизни или профессией, какими бы неподходящими они кому-то ни казались. Женщин-разработчиков и дирижеров, архитекторов систем, композиторов и охотников, женщин, открывающих свои автомастерские, занимающихся профессиональным киберспортом, наукой, играющих на электрогитаре или управляющих портами. Мне интересно про женщин-сварщиков, аналитиков,  тру фантастов, режиссеров или руководителей, но не в контексте угнетения и преодолеваемых препятствий.  Мне нравится читать про горящих своим делом людей.  Я хочу почитать про женщин-продюсеров, мастеров кендо, драматургов или CEO промышленных компаний, про их планы, их путь.  Я встречаю таких людей в жизни, но вот читать про них почти не приходится.  Они невидимы.

Самая важная задача феминистических и прочих  изданий – в этом просвещении. Она в том, чтобы сделать наличие женщин в совершенно разных областях нормальным. Мне неинтересно, как женщина совмещает семью и работу или как занятия боксом не мешают ей оставаться женственной. Мне интересно,  профи ли они, добиваются ли они чего-то важного.  И нет, они не исключения, это не какие-то особенные женщины, совершающие подвиг. Это нормальные люди.

Такие истории в изданиях встречаются. Однако по большей части женщин подают как красавиц и матерей, для которых профессия – бонус, либо же в ход идет то, что я называю негативным феминизмом.  Негативный феминизм высвечивает угнетение женщин,  недооценку их качеств, стереотипы, мешающие строить карьеру  и вытесняющие все “женское” на позицию второсортного, стыдного.  Он делает фокус на унижение, которое высвечивается безжалостным прожектором за счет аналитики и последующих комментариев публики. Собственно комментарии зачастую показательнее текста.

Понимание  расклада вещей вызывает у женщин сильную обиду,  а затем гнев и ненависть. Это закономерная и необходимая реакция. Т.к. такие истории могут рассказывать многие женщины,  негативный феминизм находит сильный отклик. Он необходим, потому что только вскрывая подвалы, можно выбросить из них всякое дерьмо, однако пережевывание обид не дает прогресса.

Вместе с кнутом нужен и пряник. Помимо вскрытия довольно неприятных особенностей жизни нужна нормализация фона. Негативная, удручающая информация должна поддерживаться “позитивным феминизмом”,  яркими примерами, сотрудничеством мужчин и женщин,   иначе шквал данных об угнетении и недооценке не придает сил что-то делать, а заставляет ощущать закономерную злость и разочарование в мире в целом.

“Позитивные” истории не должны подавать женщин-технарей  и проч. как диковинку, эдакое исключение из правил. Они должны рассказываться обычно, делать акцент на интересных профессиональных особенностях, а не на том, как относятся к такой женщине мужчины (кого это вообще волнует? статьи пишутся для всех), не должно быть и длинных вступлений в духе “несмотря на то, что женщин нет на таких должностях, Маша…”, потому что они-то и закрепляют стереотипы.  Преувеличенные восторги и неловкие придыхания – обратная сторона той же самой медали, где определенные области объявляются нетипичными для женщин. Подача женщин-профессионалов должна быть позитивной, но будничной.

При отсутствии рядом рассказов о том, как круто живется очередной женщине арт-директору или программисту, негативный феминизм – путь в бездны ненависти и депрессии.  “Если меня постоянно будут унижать, может, мне не стоит туда идти?” – спросит себя девушка и сделает выбор в сторону мусорной, плохо оплачиваемой профессии.

Например, в журнале “Гламур”, который читает разный молодняк, чтобы знать, какую помаду купить, был опрос по поводу IT-профессий.  Около 30% опасались, что это сложно, другие 30%, что это скучно. У меня это вызвало невероятное возгорание. Женщины, часто работающие на ресепшне, кассах разных магазинов/торговых центров, каких-то хуево оплачивающихся, бесконечно унылых профессиях, называют IT “скучным” и “сложным”!  Ради Бога. Даже обезьяна способна работать в IT, и уж точно тут нет “мужского” фактора на входе, эти профессии универсальны. Страх заставляет делать неверный выбор –  отправляться на плохо оплачиваемую “женскую” работу или концентрироваться на выборе партнера в ущерб собственному развитию и пр.

Для трансформации общества нужен не только диагноз, который сам по себе ничего не дает.  Нужна  поддержка, примеры. Скажем, полно женщин, пишущих код, “серых кардиналов”-продюсеров,  пилотов,  боссов,  строителей и проч,  но о них как-то я статей не вижу.

Бесконечные рассказы о сексизме  в прессе с добавкой шокирующих откровений негативного феминизма – это причина, по которой многие сильные, достигшие многого женщины от феминизма отворачиваются.  Это не означает, что они уходят варить борщ, это означает, что они не хотят с ним ассоциироваться, потому что негативный феминизм делает женщину жертвой, бедняжкой, а они себя жертвами и бедняжками не ощущают. Не очень приятно оказаться членом второсортной касты нытиков. Тут выбор не очень удачный – либо ты ходячий инкубатор для детей и больше ничего, либо ты жертва. Как-то очень далеко от реальности этих людей, где они – достигшие успехов профи.

Но нет, я не говорю, что нужно прекратить душераздирающие флешмобы об издевательстве над беременными женщинами в роддомах, о неравенстве зарплат, об избиении в семьях, о неразрешенных профессиях, “убийствах чести” и скотском поведении в разных ситуациях. Масштабы этих явлений поражают. Это все надо показывать и делать стыдным, но на этом не надо концентрироваться.  Женщины живут в разнообразном, а не черном мире.

Например, мне очень хочется испытывать те чувства, которые я испытывала при чтении книги “Я значит Ястреб”, чаще. Это чувство искреннего удовольствия, когда читаешь про женщину, которая рассказывает про соколиную охоту и тренирует птицу без единого “женского” маркера,  что мне импонирует. Очень это круто, когда люди просто видят друг в друге людей со всем спектром желаний, а не делят мир на две половины, где кто-то там что-то должен.

 

Оставить комментарий