Смотрела очередное видео Blitz and Chips (об альбоме Ивана Дорна), где Пророков пытается определить, должна ли поп-музыка быть простецкой и широко известной. Понятно, что любая музыкальная классификация — это чистая условность, реальность сложнее, но я тут подумала, что в русской музыке поп определяется только как антипод рока. Типа, поп — это фальшивка и примитив, пакостный официоз, а рок — это прям душевно, глубоко и правдиво. Поп — это деньги и блеск, продажные мальчики и девочки, а рок — это андеграунд, тлен, водка и нерв. Всегда так было. Но в зарубежной музыке сходное противопоставление хоть и существует, по сути выглядит совершенно иначе. Там рок вполне открыто отпочковался от попа, собирал поистине огромные аудитории и использовал те же масштабные формы самовыражения (шоу, яркий музыкальный материал), что и поп, хотя иные тематики песен. Да, родители в 70-х осуждали своих детей, слушающих богомерзкий рок, аудитории конфликтовали между собой, но по формату подачи рок и поп были похожи, рок — это продукт эволюции. Мастерство исполнителя и стиль исполнения чаще всего включались в пакет. У нас же — черта с два, народ (включая меня) готов был слушать не слишком изобретательное пение под треньканье гитары.
Пока раздумывала, вспомнилось видео Брыща о том, что отечественные рок-музыканты очень ленивы и не устраивают шоу для поддержания своей музыки. Посмотрите, отличное видео:
В СССР рок был оторван от эволюции местного попа и стал чем-то особенным потому, что запрещался, был символом чужой и привлекательной культуры. Его даже не пересадили готовым извне, это было невозможно, а перенесли в закрытую область некое представление о роке. В условиях закрытых границ и запретов он развивался в андеграунде, был призрачной памятью того, что кто-то где-то услышал или подпольно провез, а о крутых инструментах и говорить не стоит. Однако он брал тоской, остервенением и настоящим, а не наигранным протестом. Музыкально русский рок был глубоко вторичен и плохо сыгран, что не мешало слушателям переться от текстов, а музыкантам — брать планки, создавая в таких условиях интересные вещи. И для русского поп — это действительно антипод рока . =) Позже, выйдя из подполья, рок наверстал с массовостью и создал армии фанатов, но наследие развития все равно дает себя знать.
В итоге запреты закончились, а музыка осталась незамысловатой, потому что слушатель другого и не ждет, он ожидает взаимодействия, беседы, идей. Ну и мы тут, пока с Нгоо обсуждали, пришли к выводу, что делать крутое шоу при условии гастролей по России сложно еще и из-за низкого качества площадки — на многих концертных площадках при желании стоящего ничего не сделаешь. А люди и так рады, что к ним приехали, они не очень требовательны.
Если для Бьянки звук говно, но для кого-нибудь посложнее — тем более, аххаха. Короче, на меня сошло просветление, что для русского человека поп и рок — антиподы, и это незыблемая аксиома, хотя на самом деле это не так вообще. Такой вот Кэп Очевидность. И такое везде в мире — все, что кажется «само собой разумеющимся», таким не является обычно и имеет четко определенные причины.