1. Перевод интервью Геймана и Кадзуо Исигуро о том, что жанры – полная хуета (и я полностью разделяю) – http://telegra.ph/Pogovorim-o-zhanre-beseda-Nila-Gejmana-i-Kadzuo-Isiguro-CHast-1-10-05. Они приводят интересные примеры и вообще беседа очень хороша.
2. Несколько примеров фэнтези с неевропейским Средневековьем, что освежает: https://medium.com/@loyosh78/%D1%81%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-47719409463b
3. Перевод лекций Орсона Скотта Карда, отца и небожителя философского sci-fi, о создании персонажей: часть1 , часть 2. Он в первой части очень метко говорит о проблемах “списывания персонажей с реальных людей”. Этим болеет больше половины отечественных фантастов, да и зарубежных дебютантов тоже. Когда я начинала, многие вставляли своих друзей в повествование, уверенные, что это добавляет глубины, но оказывается, часто получается наоборот – это самые недостоверные персонажи. Во-первых, для создания персонажа нужно знать значительно больше о его внутреннем мире, чем вы знаете о приятелях и членах семьи; во-вторых, реалистичность описываемого так сильна для автора, что он почти не прилагает усилий, чтобы убедить в этом читателя. У меня эти проблемы были в первой книге “Дети лезвия”.
Когда вы используете реальные происшествия, легко забыть, что читатели не знают об их реальности. Если событие особенно странное или интригующее, чтобы читатели поверили в него, придется их серьезно убеждать. Но вы можете этого не осознавать и, следовательно, не прикладывать никаких усилий, чтобы показать, как это событие могло произойти, или объяснять, почему персонаж поступает именно таким образом. Результатом станет, что там, где ваша история наиболее близка к реальности, она будет наименее правдоподобна.
4. Довольно забавная речь Пратчетта о неравноценности “магий” мужчин и женщин в фэнтези, которая кажется ему нелепой: https://medium.com/@loyosh78/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-ec4ee1be0cae
Чаровница? Просто ведьма классом выше. Заклинательница? Просто ведьма с хорошими ногами. Мир фэнтези, на самом деле, давно пора посетить людям из «Равных возможностей», потому что в нем женская магия обычно плохого качества, третьесортная и с негативными последствиями, в то время как чародеи обычно рассудочны, сообразительны, могущественны и мудры. Как ни странно, то же касается и нашего мира. Не нужно верить в магию, чтобы это заметить.
Чародеи получают магию высшего класса, пока ведьмы насылают на вас бородавки.
Из неевропейского фентези могу Eternal Sky Элизабет Бир посоветовать. Не то чтобы шедевр тысячелетия, но поклонникам Льва Гумилёва должно зайти.