Продолжаю рассказ о том, как я делала свою мангу «Безупречный Гьоль». Первая часть истории доступна по ссылке: https://mor.yasher.net/2016/04/07/kak-delat-mangu-esli-nikogda-ne-proboval-chast-1/ Судя по всему, поднятые там вопросы оказались для людей важными. Следующая задача — это выбор художника на основе тестовых заданий и собственно работа над комиксом. Реально это самый интересный и сложный процесс, но он также и очень индивидуальный, поэтому описать его не так-то просто. Я постаралась отметить самые важные вещи, которым научилась.
Выбор художника.
После размещения объявления о том, что нужен художник для комикса, мне на почту стали поступать тестовые наброски главных героев комикса — мечницы Фэн и красавца-идола. Можно ли обойтись без тестового задания, полагаясь на репутацию художника? Если вы уже с ним работали — конечно. Но если речь идет о неизвестных новичках, даже выполнение тестового задания не гарантирует удачного исхода проекта, поэтому я предпочла подстраховаться. Хотя этот предварительный этап затрудняет художников, без набросков решительно невозможно понять, как исполнитель видит предполагаемый стиль работы, совпадает ли видение художника с тем, чего хочу я. Идея проекта заключалась в том, чтобы взять человека, которому работа над комиксом может принести пользу и помочь прокачаться, закончить что-то осмысленное и добавить в список своих работ. За понравившиеся мне наброски художников, которых я не выбрала, я заплатила. Вот один из них, например:
Угрозы разных нытиков про «никто не откликнется на ваше объявление», которыми меня забросали на стадии публикации задания, оказались нерабочими. Людей в первый же день откликнулось довольно много, при этом, к сожалению, только малая часть из них выполнила поставленные требования. Среди них, конечно, хватало плохо рисующих новичков, а также начинающих девушек, которым искренне понравился сюжет, но которые не подходили ни для манги, ни для нуара. Я считаю, что попытка не пытка, так что отнеслась к этому философски. Всем им большое спасибо.
Интересно, что некоторые начинающие художники (особенно те, кто рисовали плоховато) боялись, что я могу украсть их работу (одна девчонка напугалась и попросила нигде не использовать рисунок), а некоторые опасались посылать наброски по совершенно неведомой мне причине и убеждали выбрать их исполнителями просто так, без тестового задания.
Основной проблемой этого этапа для художников стало изображение красавчика-героя. Дело в том, что в тексте это идеализированный образ красивого мужчины, поэтому подавляющее большинство девушек, несмотря на обилие фотоматериалов, рисовали его как диснеевского принца, полностью забывая о сексуальной притягательности. И если с героиней художники справлялись на ура, то вот Гьоль получался совершенно безликим. Также выяснилось, что мужчины-художники вообще не способны нарисовать привлекательного для девушек мужчину. Об этом я писала здесь: https://mor.yasher.net/2015/12/23/risovat-muzhchin/
Мне было от художника нужно следующее:
- общее понимание динамики комикса (манги) и представление о раскадровке (общая эрудиция в этом вопросе);
- подходящий моему видению стиль;
- умение быстро работать и реагировать на замечания;
- способность поймать характер героев;
- умение быть на связи (никаких отшельников, выходящих в интернет раз в неделю).
Основной проблемой для меня как для человека, который должен был выбрать себе исполнителя, стала невозможность понять заранее, справится ли художник с динамикой комикса. Если художник занимается этим давно, его портфолио позволяет проанализировать возможности. Но мы-то работаем с новичками, о чьих способностях ничего не известно! И это как ткнуть пальцем в небо, т.е. впечатляющий риск очень быстро понять, что с выбором художника ты жестоко облажался.
Многие начинающие ребята отлично изображают красивых людей в статике, но вот боевик, драйв, движение — это все новичкам дается крайне трудно, а из тестового задания понять возможности людей в этом отношении сможет только мудрец. Нельзя заставлять исполнителей много рисовать заранее, это невежливо и трудоемко. Однако, основывая свое впечатление только на тестовом задании, можно сильно просчитаться.
Я для себя извлекла следующие выводы:
1) если у художника есть портфолио, обращайте внимание на его предпочтения. Одна из художниц отменно рисовала симпатичных девушек в статике, однако в списке работ не было ни одного мужчины, что вылилось в достаточно неприятные трудности.
2) не позволяйте красивым статическим картинкам себя обмануть — нужно понять, может ли человек изображать другие ракурсы кроме тех, в которых поднаторел, ведь комикс — это динамика, разные перспективы, понимание движения тела.
3) если вы выбрали художника, но работа в течение некоторого времени категорически не пошла, решайте, можете ли вы обойти его ограничения продуманной раскадровкой, которая скрадывает недостатки и неумение художника, либо расторгайте отношения немедленно, заплатив честное количество денег за произведенный контент и разъяснив, почему художник не подходит. Не стоит идти на поводу у боязни обидеть человека, ведь главное — это результат. Не мучайте ни себя, ни человека.
Отсев неподходящих художников.
Сразу пришлось отсеять людей, работающих исключительно на бумаге. Это моя ошибка, следовало сразу оговорить это в ТЗ. Пришлось отсеять ряд людей, готовых попытаться за деньги, но не имеющих ни опыта, ни особого желания такое рисовать. Отсеялись полные новички, чьих способностей недостаточно. Отсеялось несколько мужчин-художников, которые неплохо выглядели в хорроре или иных жанрах, но при этом были не способны нарисовать красивого, привлекательного для девушек мужчину. Это, кстати, очень интересно, потому что девушки умеют рисовать и мужчин, и женщин, а вот у многих начинающих художников-мужчин груди получаются отменно, а изобразить привлекательного красавца — не их профиль. Пришлось отказаться от нескольких хороших художниц, которые подходили, но не были чересчур заинтересованы, никуда не торопились. Это нормальный подход, но не в этом проекте, т.к. нам хотелось, чтобы человека тоже перло, чтобы работать было весело и задорно. Медленный темп исполнителя, если вы горите и торопитесь, может изрядно сбить накал и подпортить настроение.
Гьоль, набросок Кати:
После первоначального отсева и переписки у нас осталось 5 подходящих для работы девушек. Первые три отсеялись по следующим причинам:
1) Одна рисовала отлично, но не была готова к конкурсу и сравнению с другими, к модификации своего первоначального видения. Я бы поступила так же, так что я ее понимаю. У нее я взяла набросок Фэн, но от работы над комиксом пришлось отказаться, т.к. я не была готова этим заниматься, не будучи уверенной в верном отображении главного героя. Моего опыта (нулевого) для такого мне показалось недостаточно.
2) Другая художница сделала отменные концепты, которые крайне мне понравились, но показала такой же перфекционизм во время работы, как я. И на 30 листов такого перфекционизма за столь небольшие деньги могло не хватить, а мучить человека мне не хотелось.
3) Третья художница читала мои мысли, была хорошо подкована в манге, дорамах и даже имела сходную историю написания сценария. Ее изображения были удачными, пластичными и, вроде бы, верными, но являлись некими манга-штампами. Это можно было изменить, но я не знала, справлюсь ли, ведь это мой первый проект подобного рода. В итоге я не рискнула, хотя девушка замечательная. Надеюсь заказать у нее иллюстрации в будущем.
У меня сразу же появился фаворит — это Катя k0niks. Она правильно нарисовала мечи, что не оставило меня равнодушной, кроме того она дерзкая, рисует круто и угловато. Она сразу сказала, что это работа мечты. Мне же как раз хотелось, чтобы исполнитель получил фан и прокачался за время проекта. Кроме того она чуть-чуть работала над визуальной новеллой «Бесконечное лето», была «в теме» и разбиралась в динамике манги. Ее набросок Гьоля был далек от идеала, однако стиль и внимание к деталям меня сразу вставили. Как оказалось позже, Катя еще и крайне быстро реагирует на замечания, легко придумывает разные фишки и работать с ней весьма приятно.
У Ленки появилась своя любимица, и девушка мне тоже понравилась. Она быстро и правильно реагировала на поступающие замечания, обращала внимание на детали задания и рисовала цепляющий лайн-арт. Ее так же, как и меня, вставила Пэ Дуна, а ее набросок парнишки привел Лену в экстаз. Лена же у меня — эмоциональный и деятельный слепок с целевой аудитории.
Лена хотела подать историю как седзе-мангу, добавить мягкости, няшности, сердечек и перышек, ведь там я явно использую некоторые штампы жанра. Я же, скорее, тяготела к нуар-комиксу или нуарной манге с романтическими акцентами. Перышки меня интересовали мало — я фанат суровой немногословной романтики, платонической страсти в условиях драки и т.д. и т.п. Из наших же кандидатур одна из девушек, как нам показалось, подходила для седзе, а Катя — для моей версии. Я решила взять в работу обоих — одной поручить комикс, а другой — сделать две разноплановые полноценные доп-обложки по сюжетам, чтобы посмотреть в деле. Нельзя же терять хорошего художника из виду.
Однако в результате оказалось, что мой первоначальный выбор был более верен. Полагайтесь на свое чутье в реализации своей идеи, оставайтесь трезвыми и не пытайтесь идти на поводу у других, ведь нести ответственность за выбор будете вы.
Отказы: в финале конкурса каждому из не подошедших участников нужно написать вежливый и личный отказ. Я отвечала всем — даже тем, кто не в теме совершенно. Они заинтересовались проектом, а это важно. Вы наверняка не раз отправляли резюме в поисках работы и терялись в догадках, почему в ответ лишь долбаное молчание. Не нужно воспроизводить эту ситуацию, тем более здесь часть людей делала тестовое задание и волновалась.
Писать отказы довольно сложно, это невероятно нервная часть работы, однако это необходимо сделать. Нормальный, мотивированный отказ может позволить наладить контакт. Я в процессе выделила трех художниц, к которым я обращусь с заказами в будущем, так что профит был значителен.
Вывод: конкурс — это стресс. Невероятно стрессовый этап! Стресс выбирать, стресс объяснять, стресс видеть разную пургу вместо рисунков, стресс отказывать хорошим людям. Из всех этапов именно этот был самым напряженным и утомительным для всех. В большинстве случаев будет значительно проще выбирать конкретного художника, и с ним уже обтачивать желаемое. Но для людей с крепкими нервами конкурс — интересный опыт, позволяющий найти неожиданных исполнителей. Невероятно крутая возможность попробовать себя в анализе, обнаружить интересных людей.
Начало работы.
Итак, я выбрала Катю, художник есть. Как я сейчас понимаю, это был очень удачный выбор. На этом этапе мне начали сниться кошмары, в которых я все порчу, а хэллоуинская банда закалывает меня ножами. Однако вернулся и неимоверный драйв. Вот некоторые моменты, которые стоит учитывать при работе.
Разница часовых поясов.
Назначив первую встречу с художницей из Иркутска, я поняла, что облажалась. У меня был вечер, а у нее было… пять часов утра. Увлекшись комиксами, я совершенно упустила из виду одну из основных проблем в управлении распределенными проектами — разницу часовых поясов. При размеренной работе это не проблема — можно лениво обмениваться комментариями и скетчами, но при интенсивном ритме срок возможного тесного взаимодействия изрядно сокращается. Так что обращайте на это внимание.
Работа также осложнилась тем, что распараллелилась: одна художница начала делать раскадровку по сценарию, а другой требовалось ТЗ на обложки.
Раскадровка
На базе текстовой раскадровки Катя сделала графическую, что дало окончательное понимание количества листов и несколько расширило действие. На нее мы затем и ориентировались. Вот для примера первые четыре листа:
Фотоматериалы
Когда вы придумываете сценарий, у вас в голове ярко высвечивается мир, позы, атмосфера, стиль, движения, даже отдельные кадры, и в этот момент ошибочно кажется, что все остальные тоже это улавливают, что задумка автора очевидна каждому. На самом деле костяк сценария разными людьми воспринимается совершенно по-разному в зависимости от их характера, опыта, эрудиции, поэтому для того, чтобы направить фантазию команды в нужное русло, требуются какие-то визуальные референсы.
Мы в работе использовали бесчисленное количество фотографий, чтобы примерно обрисовать атмосферу разных сцен. Концертный зал, интерьер, город, окружение, одежда и обувь героев — обо всем этом следует подумать для каждого листа. Здесь мне очень помогла Ленка, накопав даже деталей одежды разных девочек-фанаток на концерте.
Изначально кажется, что все, что у тебя в голове, передать достаточно легко. Но на деле нужно четко обрисовать — в какой позе, в каждой одежде, с каким лицом находятся герои в кадре, чтобы не заставлять художника перерисовать то, что (как вам казалось) любому человеку очевидно. В моем случае Катя зачастую крайне удачно ловила интонации текста и вела линию действия, это потрясающий процесс. Однако нужно понимать, что это везение, а во многих других случаях нужно быть готовым кропотливо разъяснять, чего вы пытаетесь добиться.
Со статическими планами героя, который — в отличие от Фэн — меняется от листа к листу, пришлось поковыряться. Даже фотографии браслетов на его руках нужно было разыскать, не говоря уже о наборе каких-то желаемых поз или одеяний. Это не значит, что художник должен их копировать, но это создает настроение, позволяет понять, чего хочет сценарист. Фотоматериалов в итоге накопилась изрядная гора — https://onedrive.live.com/?id=D32DC00416CFE502!1016&cid=D32DC00416CFE502 .
Например, когда я придумывала сцену, где Фэн стоит на балконе, у меня сразу же возникала однозначная ассоциация с мрачной квартирой из игры Cat Lady, но ни художник, ни соавтор об этом не знают, а значит им нужно было это донести. Или, скажем, типажи азиатских бандосов для атмосферы, интерьер клуба «Киото» и так далее. В идеале все, что навеяло определенную сцену, пригодится в работе, т.к. художник не телепат.
Настроение из Cat Lady:
Фэн в комиксе:
Интересно также, что многие наши исследования так и не пригодились, но в процессе мы многое узнали о постановке света на концертах, корейской моде и седзе-штампах.
Обходи ограничения с помощью выдумки.
Столкнулись с проблемой при создании первого разворота с Гьолем. Нам казалось, что это проще простого, — возьми пафосный ракурс гитариста и соедини с сияющим лицом. Фоток полно, материалов хоть жопой ешь. Но оказалось, что пластика Мияви, которую мы взяли в изображении гитариста, не так-то легко отображается, т.е. у художника обнаружились ограничения. Также оказалось, что крупный план лица, пришедший из седзе, нам тут мешает, а не завораживает. Сначала я, если честно, приуныла — в листе мне не понравилось ровным счетом ничего. Поза была скованной, как будто герой парализован с гитарой в руках, а лицо потеряло индивидуальность. Но затем задача завела меня еще больше. Ты должен придумать такое решение, чтобы ловко обойти ограничения инструментария (в данном случае это художник).
Неожиданные проблемы могут возникнуть буквально на любом шагу, причем часто там, где они никак не подразумеваются. Например, для доп. обложки мы много времени потратили, чтобы исправить положение плеч главной героини, которое изначально было нарисовано совершенно нереалистично. Мне даже пришлось фотографироваться в трениках с мечом из-под кендо, чтобы дать представление о том, как это должно выглядеть на самом деле. Или, например, на каких-то кадрах комикса нас с Леной категорически не устраивал нос героя. Кто бы мог подумать.
Анатомия периодически становилась проблемой у обоих художниц. Люди рисуют непропорциональные руки, тормозят на торсе, а уж динамика вроде изгибов дается совсем туго. Поэтому будьте готовы к тому, что такие ограничения придется обходить, меняя позы или подачу материала. Однако эти недостатки компенсировались готовностью художников реагировать на замечания, рисовать варианты и исправлять ошибки, так что я считаю это частью рабочего процесса.
Не всегда то, что мы просили, срабатывало в кадре, так что приходилось что-то придумывать другое. Для примера могу показать, как изначально выглядел на одном из кадров Гьоль, и как он изменился после. Если сначала мы видим глуповатого колхозника, то затем он становится принцем. Важно сохранять хладнокровие, если что-то не получается, ведь это обычная часть жизни.
Перфекционизм не нужен / Компромиссы
В первой части рассказа я уже упоминала, как сильно мешает создавать что-то неверно понимаемый перфекционизм, который может стать настоящим тормозом при работе над чем угодно. Скажу честно — очень многое, что первоначально кажется принципиальным, при ближайшем рассмотрении таковым не является. Свою мысль можно донести множеством способов, поэтому если что-то не идет, нужно подумать и переформулировать, а не позволять себе застывать в негодовании.
Огромную помощь мне оказала Ленка. Мы с ней — идеальная основа ситкома про двух совершенно не стыкующихся девчонок. Была такая манга, Nana, про девушек с одинаковым именем с кардинально разными характерами. Одна Нана — панк-певица с сигаретой в зубах и татуировками, а другая — вся в розовом, с рюшками и ленточками в волосах. Если брать характеры, то получается примерно так. Я хожу в качалку, потому что мне не нравятся слабые девичьи руки (пока без особого успеха) и разбираюсь в работе портов и заводов, а Лена пишет порнофанфики про вампиров и одевает героинь игр в розовые доспехи. Ряд вещей, который мне казался принципиальным, она просто не замечала. Это, конечно, не означает, что вы должны наплевать на все свои задумки и фишки, но это недвусмысленный сигнал поразмыслить над их необходимостью более критически. В результате нашего взаимодействия многие моменты исходного сценария изменились.
Как типичный пример неочевидного принципиального «затыка» приведу мечи. Дело в том, что я располагаю базовым набором сведений о стойках и о том, как работать мечом (кендо + боевики), а большинство девчонок, включая художниц, — нет. Соответственно для меня важно все, что с этим связано, а для аудитории, по большому счету, — неважно совсем. Ей просто важно понимать, что Фэн владеет оружием, что она — женщина-воин. И вопрос, стоит ли доставать художников своим видением и справочниками стоек, остается открытым.
В нашем случае в моменте появления Фэн с мечом в гримерке на первом рисунке она держала катану одной (!) рукой как саблю и была похожа на пиратку. Это не соответствовало фактам ни на йоту, но выглядело прикольно и очень залихватски. Динамике это шло на пользу, хотя фактически было совершенно неправильно. Когда я сказала немедленно перерисовать, художница это сделала, но начальная стойка мечника с катаной, вошедшая в комикс, не выглядит так театрально. В итоге фактически все было правильно (и мне понравилось), но потерялся развлекательный кураж. Как я сейчас понимаю, можно было оставить, как было. Целевая аудитория не заметила бы ошибку, это не наносит ущерба повествованию (только репутации Фэн, лол).
Однако сразу после того, как я выложила комикс, я получила комментарий, где незнакомый читатель предъявлял претензии именно к стойкам с мечом и к их размерам на единственном рисунке, где я пренебрегла корректировкой ради экономии времени! =) Так что тезис про въедливых комментаторов, которые обязательно обнаружат вашу лажу, тоже остается в силе. Главное — верно оценить, готовы вы этим пренебречь или нет.
В целом я поняла, что стоит дополнительно и с большим скептицизмом обдумывать вещи, которые кажутся предельно принципиальными. Если вы отстранитесь и позволите себе увидеть более крупную картину, сможете достичь того же результата другими средствами и не доставая людей, с которыми работаете. Нужен некий компромисс между фантазией и реальностью, тогда ваша задумка не останется в голове, а сможет быть воплощена, пусть и с недочетами.
Что в итоге? Комикс читают, люди довольны, результат получился для новичков пристойным. А я планирую в будущем сделать постъядер и маленькую абсурдную сказку. Теперь я знаю, что это возможно.
Набор материалов впечатлил. И напомнил, в насколько всё-таки удобное время живём. Раньше небось пришлось бы водить художника по библиотекам, может каким-то галереям, что-то там выискивать. А люди нормально реагируют когда им объясняешь отказ? Отвечают вообще или в основном молчат? Я бы точно сильно напрягался в этот момент, особенно новичков не хочется ранить.
количество материалов саму меня удивило. тут большая заслуга соавтора. я сама не художник, а писатель, поэтому обладала рядом заблуждений по поводу умений художников читать мысли =) но оказалось, что гораздо проще создать атмосферу или подобрать верные аксессуары в недрах интернета, чем пытаться доносить мысли словами. тут лучше пару раз показать, чем сто раз рассказывать, размахивая руками.
по поводу отказов. большинство реагирует совершенно нормально. на самом деле, отказ гораздо лучше молчания, потому что иначе подрывается самооценка человека. он сидит и думает — то ли не дошла посылка, то ли я мудак, то ли заказчик мудак. а так все понятно. я не вдавалась в подробности, объясняя причину. просто говорила, что то-то и то-то хорошо, но стиль не подходит, спасибо, все дела. что соответствовало истине. если отказ подразумевал ответ (в духе — в будущем могу обратиться с новыми проектами), то люди охотно отвечали.
девушка, которую я не выбрала из-за ее крайне скрупулезного отношения к задаче и моей маленькой оплаты, например, потом написала мне, что сделала бы лучше, чем у меня получилось =))
вообще-то незнакомый читатель не предъявлял претензии, а вежливо поинтересовался, правильно ли он понимает ситуацию с мечами, ведь так совпало, что как раз на днях он узнал новое для себя слово «вакидзаши» (из третьего тома «Скотта», по-моему), а тут такая возможность проконсультироваться с явным специалистом.
но в озвученной версии с сидящим в засаде в чёрном кимоно и с сюрикенами за поясом читателем ситуация, конечно, куда более драматичная ;)
за специалиста спасибо, но это уже преувеличение =) вообще я драматизма в этом не вижу. я это к тому, что всегда найдется человек (один), который обратит на узкую специфику внимание. но что в целом этим можно и пренебречь, не доводя художников до ручки. я, правда, все же дожала. пиратка-Фэн меня напрягла )