О писательском ступоре написана масса текстов и снято немало фильмов. Художник, который не понимает, как ему продолжить свою задумку, или боящийся посмотреть на собственный текст, — частый гость историй. Но недавно я наткнулась в книжке на мысль о том, что у многих творческих людей ступор вызван не отсутствием идей, а как раз тем, что идей невероятно много. Из-за их конкуренции в голове возникает что-то вроде затора на дороге. Ход мыслей примерно такой: «Я мог бы попробовать сделать это, и это, и это, а еще, может, это, попробовать это и это, и вот это, ах да, а еще вот то, и то, и, возможно… и например… о боже!» Потом мысль заканчивается, потому что «колеса психики или намертво блокируются или начинают бешено вращаться, как педали велосипеда при слетевшей цепи».
Эта мысль не приходила мне в голову раньше, но делает понятной периодически возникающие у меня проблемы. Потому что я хочу и могу делать множество самых разных вещей, но когда я задумываюсь о том, сколько у меня времени, они просто сталкиваются — и порой попадаешь в тупик, который не позволяет делать ничего. Приходится что-то выбрать и от чего-то отказаться, а отказываться не хочется. В итоге этого внутреннего негодования человек вообще ни к чему не приступает, давление растет. Да даже с темами статей та же история — миллион стоящих исследований тематик, что уж говорить о книгах. Основная хитрость состоит в расстановке приоритетов и поддержании последовательного хода проектов независимо от возникающей паники.