Сила воли человека – это исчерпаемый ресурс. Об этом редко говорят, когда дают наказ поднапрячься в той или иной области. Принятие решений, особенно сложных, связанных с разнообразными последствиями, по которым также придется принимать решения, постепенно утомляет. То же касается прямолинейного использования силы воли, т.е. если постоянно заставлять себя делать то, что не хочется, можно перегореть. Чем выше ответственность, чем более разветвленное дерево решений, тем сложнее. Особенно это касается руководителей. Я, скажем, начала замечать некоторую усталость от количества решений, когда стала вместо архитектора работать PMом.
Человек вполне способен вести несколько линий, требующих усиленного самоконтроля, – скажем, работать, ходить на тяжелые тренировки, отказываться от пончиков и одновременно самостоятельно проходить курс по Data Mining или, не знаю, Scala programming. Но если в жизни присутствует целая линейка таких вещей, каждая из которых требует силы воли, а к ним подключается необходимость заставлять себя заниматься тем, что ты не любишь, то ресурсы начинают иссякать, человек устает и саботирует то, что раньше казалось предельно важным. Это как бунт против собственного самоконтроля, когда человек восстает против надсмотрщика, которым сам и является. Это запросто может привести к постоянному откладыванию дел и саморазрушению. Говоря проще, если ты бросал курить и одновременно ходил на айкидо, то это ничего, а если к этому добавляется необходимость посещать нелюбимую работу, не выходить из себя, когда по ночам кричит ребенок, выбираться на рынок со своим новым продуктом, преодолевать набор стрессовых факторов вроде внутренней конкуренции/дискриминации/добавьте по желанию и бороться с несчастной любовью, дела пойдут не очень. Поэтому нужно себя беречь и здраво распоряжаться ресурсами, иначе произойдет передоз.
Размышляя над этим, прочитала про два интересных эффекта, относящихся к усталости от принятия решений. Мне кажется, они стоят внимания. Первый – это чрезмерное усложнение, “перепродумывание задачи”, ведущее к параличу и отдалению принятия решения. Назовем его “аналитический паралич”. Это по совместительству основная проблема лже-перфекционистов, предпочитающих предельно усложнять задачу, чтобы за нее не браться. В случае иссякания энергии любое решение представляется чрезмерно упрощенным и не учитывающим всех нюансов, а значит бесполезным (= решать вообще не надо или лучше не сейчас). Это, конечно, либо неумение расставлять приоритеты, т.е. неопытность, либо самообман от усталости.
Вторая штука – это усталость от решений или, говоря понятнее, ухудшение “качества” решений, принятых человеком после долгой череды принятия решений (или попытка вообще от принятия решения увильнуть, положившись на шаблоны или случайность). Очень интересная штука, которую иллюстрируют в том числе усталостью покупателей при чрезмерном богатстве выбора. Довольно смешной пример. Т.е. человек, выбирающих из трех швабр, и человек, выбирающих из двадцати швабр, в среднем сделают разный выбор, причем выбор первого будет выгоднее для него
(т.к. принять удачное решение проще – меньше вариантов и опций). При усталости от выбора человек “увиливает”, не желая принимать во внимание все опции и делать взвешенный выбор, и обращается к стереотипной схеме, вспоминает рекламу и неосознанно применяет прочие способы, чтобы зря не напрягаться. Руководители в таких случаях просто прибегают к неким шаблонам решений, снимая с себя внутреннюю ответственность (как бы сваливая ее на стандарты индустрии или практику предыдущего проекта, чтобы не осмысливать текущий). Туда же относится просто нежелание принимать решения вообще. На вики приведен забавный пример, когда покупатель, столкнувшись с излишним богатством выбора, отказывается от совершения покупки. Скажем, шел купить арахиса, приходит – а там и такой, и сякой, и с васаби, и с перченой крошкой, и с сахаром, и с малиной, и с корицей, и с чем-то еще, и жареный, и нежареный, и… Ну его нахер, говорит человек. Не хочу больше арахиса. Хочу домой, доиграть партию в “Лефт” и лаваш.
Круто же, да? У меня из схожей серии есть пауза игнорирования решения, когда перед необходимостью принять важное, влияющее на жизнь решение (делать ли операцию? изменять ли книгу по указу издательства? скинуть ли врага с крыши? да добавьте любое, что затрагивает непосредственное вашу жизнь), я делаю вид, что никакого решения никто от меня не ожидает. Я играю в игры, читаю книги, сижу в кафешке и слушаю белый шум, косплея бездельника, пока через несколько дней не отбрасываю эту иллюзию и не выношу конечный вердикт. Короче, имеет смысл строить свою жизнь так, чтобы вынужденных решений приходилось принимать как можно меньше и больше сил оставалось на достижение трудных, но интересных именно вам, а не кому-то штук.
Так это от того, что вместо нормального планирования ресурсов привыкли, что всегда можно вымучить ещё, “и пулемёт застучал вновь”, а культурно это подпирается убеждением, что все ленятся и увиливают (например, один мой друг, из военной семьи, по умолчанию предполагает, что всё поведение, не укладывающееся в превозмогание и некоторый социальный стандарт, является неким грехом, причём осознаваемым человеком именно так).