Nier: Automata

Cовершенно влюбилась в Nier:Automata за интонацию тонкой эмоциональной обреченности. Когда берешься за игру, ожидаешь файтинг в трусах, а получаешь глубокую историю и острое, напряженное ожидание момента, когда битва завершена – и андроиды говорят что-то друг другу. Такая тесная связка геймплея и сценария, когда оно поддерживает другое и обостряет эмоции, очень меня задевает.

Одно дело – написать хороший сценарий, но совсем другое – сделать так, чтобы геймплей, смерти или мучительные, долгие битвы, которые в отрыве раздражали бы, делали переживания еще более сильными.  Дальше будут беспощадные спойлеры, так что если не играли, лучше поиграйте.

С темой саппорта в играх экспериментировали многие; к напарнику, который поддерживает в непосильных битвах, проникаешься симпатией.  Но здесь 2B, боевой андроид, специально сохраняет дистанцию, подчеркивая, что эмоции, радость, юмор, привязка ее не радуют.  После мучительного пролога, в котором оба андроида погибают, а затем один возрождается без памяти о том, как жертвовал своей жизнью, в игру проникает терпкая нотка трагедии, и после этого бросить уже невозможно.  В этот момент закрадывается мысль, что холодность 2B – вынужденная мера, потому что такая гибель ставшего близким товарища происходила не раз и, может быть, не два.  Что целые куски истории, в которых между андроидами устанавливалась связь,  периодически выпадают из памяти то одного, то другого из-за загрузки несовершенной памяти, в которой отсутствуют последние несколько часов или дней.  Они – пленники войны.

Ну и как сильно меняется ощущение от речи 2B в прологе после первой смерти, а? Вначале ты просто смотришь на девушку, которая говорит о том, что все заперты в бесконечном цикле жизни и смерти, и это примерно как речь из “Фаллаута”, просто текст. Многие ругают пролог за сложные битвы без сохранений, за то, что когда тебя убивает босс в самом конце пролога,  игра загружает самое начала игры.  Это повод бросить, ок, но как же играют первые слова после первой смерти. Все воспринимается иначе. Под них ты ошарашенно понимаешь, что тебе снова проходить ВЕСЬ пролог. Слова про нескончаемый цикл жизни и смерти проникают прямо в сердце =) А если ты еще раз умер, то нехитрая философия 2B горечью впечатывается в душу.

Холодность к другу как защита от этих циклов “перерождений” с потерей ценных моментов в памяти  – это очень мощный ход, и догадка подтверждается финалом. Но до финала игра показывает, как механические формы жизни пытаются освободиться от войны и овладеть эмоциями – от гротескных, жалких форм до некоего равновесия. Люди и инопланетяне воюют друг с другом с помощью роботов, но кто их видел, этих людей, а мертвых инопланетян мы находим довольно быстро.  Строители боевых машин вымерли, а те обрели сознание, дружбу.  И на протяжение всего сюжета мы видим разнообразные варианты, попытки обрести эту эмоциональную жизнь, некую автономность, постоянные эксперименты с человечностью у машин, которые уже ей обладают.

Финал показывает, что сдержанность 2B – на самом деле попытка отгородиться от обреченности любви в так тесно спаянной паре. И хотя слово “любовь” на протяжение основного сюжета ни разу не произносится, а диалоги андроидов редки и немногословны,  красота такой связи сильно впечатляет.  Подчеркивается это и сами процессом умирания, и изнурительными битвами, в которых ты начинаешь бояться растерять память, и это забавно. Чем труднее драться, тем ярче награда – движение сюжета.   В финале роботы, пытавшиеся освободиться и научиться любить, сохраняют precious moment для андроидов, которые продвинулись по этому пути дальше, чем они. И это запредельная концентрация милоты.

Как любая японская VN, Nier предлагает несколько концовок, вложенные концовки и проч, а после прохождения основной игры за 2B, можно пережить тот же самый сюжет за 9S, и это довольно круто. Сама игра при этом мало меняется, но вот эти мелкие реплики, достраивающие картину, – в VN в этих крохах и их подаче знают толк, и здесь красивая, полноценная игра использует наработки более нарративного жанра. Но помимо всего прочего Nier мутирует то в файтинг, то в платформер, то в исследование мира с побочными квестами, как в заправской RPG, и это шикарный микс.

https://youtu.be/xRHsEWIC8PI

Особенно жаль тех, кто решил, что это типичные драки с теткой с голой задницей – и пропустил игру. Я  не собиралась играть в Nier, просто после Devil May Cry 5 мне захотелось продолжения, похожего геймплея и пафоса, а то могла бы не ощутить всего этого богатства фрустрации и красоты.  Я довольно быстро скинула сложность, потому что иначе залипла бы надолго, но игра чудесная.

Ну и эстетика – до чего же все великолепно.  У меня большая слабость к гигантским мечам, а тут были и клаудоподобные  кувалды, и катаны, и гигантский топор. Все это в руках хрупких, утрированно красивых андроидов с завязанными глазами выглядит шикарно.  Все эти гигантские кучи железа против изящных боевых роботов, которым не страшны каблуки и у которых всегда идеальная прическа,  – в канон японских драк добавляется новое измерение.

P.S. Прошла три раза, игра офигенная. У Таро Йоко явно свой подход к игровому нарративу, надо теперь играть в остальные его проекты.

9 комментариев

  1. Мне очень понравился вайб игры на протяжении всех прохождений, это как поиграть в седьмую финалку и ксеногирс будучи взрослым — но совсем не понравилась драма, уходящая в ближе к самому концу в истерику, лучше бы своему existence precedes essence больше внимания уделили, там же блин можно было тонну всего вытянуть, например написав ключевым персонажам тупо побольше диалогов и бэкграунда.

    Концептуальная часть с механиками в игре офигенно переплетаются, конечно.

  2. Если попробовать коротко описать сюжет, то, по-моему, лучше всего подходит название одной из концовок – “meaningless code”.
    Роботы, созданные умершими “пришельцами” продолжают бесконечную войну с андроидами, созданными давно исчезнувшим людьми.

    1. да, пожалуй. но они при этом происходит естественный отбор, и роботы эволюционируют. скажем, желавшие бога и смерти (человеческие концепции), попрыгали в лаву и умерли соответственно, а те, кто испробовали дружбу, устроили поселение и быт.
      то есть в ходе бессмысленной, никому не нужной войны, орудия войны решили построить свое казино с блэк джеком и шлюхами. милота же

Оставить комментарий