как издавались мои книги

Галина Юзефович посмешила фантастов фразой, что “издать книгу легко”.  В итоге авторы рассказывают о том, как издавали свои книги.

Тим Скоренко рассылал всем, получал ворох отказов по своей фантастике (нонфик издается проще), но это его не остановило – https://t.me/WritersDigest/4219 Я знаю Скоренко по СИ – мы порой посылали рассказы на одни и те же конкурсы, а также по классной книжке “Изобретено в России”.  Меня поразил у него крен на авторские семинары и бешеную социалку в целом. Мерси Шелли посылал и забивал, ожидая ответа, а потом находилось подходящее издательство.

У меня было так:

1. “Дети лезвия” (2006, дарк)


Я отправляла книгу во все возможные издательства дважды или трижды. Но автор без публикаций никого не интересовал.  Я отправила ее даже в ряд загадочных литературных агентств, из одного пришло длинное письмо в духе “это может стать культовым в узких кругах, но это никто никогда не издаст, поэтому до свиданья”.

Я отправила ее на конкурс нестандартного фэнтези “Вторая стрела” от “Астрели” и выиграла. Книга вышла, но не сразу, стала “культовой в узких кругах” =D  Как молодой автор я была недовольна всем подряд, но сейчас понимаю, как сильно мне повезло. Недавно переиздала книгу на Ридеро с новой обложкой.

2. “Фрагментация памяти” (2014, киберпанк)


Моя любимая, очень мощная книга – и мучительная история, затянувшаяся на годы.

По традиции отправляла всюду, даже отправила в Ad Marginem, т.к. тогда фантастику я видела именно так. Гибрид киберпанка с контркультурой получил в ответ мутное высокомерное письмо. Посылала на “Дебют”, но к фантастике там было тогда крайне презрительное отношение. В обычных издательствах дела шли не лучше – шел вампирский период, sci-fi им был нах не нужен, а для боевика моя книга слишком сложна.

Книгу в итоге приняли в “Снежный Ком”, специализирующийся на нестандартной фантастике. Там она пролежала года 1.5, в течение которых я продолжала всюду посылать тексты. Затем “Фрагментация” переехала в “Эксмо”, но там ждала подходящей серии и издания больше года. Киберпанк + контркультура + инопланетяне не подходили никуда.

Одно дело, когда тебе отказывают: “Ваша книга – говно”. Ты можешь сказать “идите к черту” – и пойти в кабак. Тут же тебе говорят, что книга хороша, но нет подходящей серии.  Все редакторы довольны, но книга-то не издана который год. Это называется серийное чистилище.  Однажды я безнадежно спросила у редактора, не появилась ли нужная серия.  Там наконец-то открылась “Научная фантастика”, “Фрагментация” туда подошла отлично.

Мытарства “Фрагментации” меня подкосили. Но зато я выучила урок – не надо ждать издания готовой книги, надо писать следующую, а затем еще одну и так далее. Сейчас прочитать книгу можно здесь: https://author.today/work/97116

3. “Кодекс” (2014, современная проза).


Это было очень легко.

Мои мемуары про похождения с арт-группой “Война” вышли в тройку финалистов премии “Дебют”. Победил парень с романом про чабанов, но издатель пришел ко мне сам – написали из “Эксмо”, издали маленьким тиражом тут же, поставив рекорд скорости. Возможно, из-за сочетания темы и увлеченности Ольги Славниковой (члена жюри “Дебюта”) – ей очень понравилась книга, она ее рекомендовала. Возможно, из-за рекомендации друга.

После “Фрагментации” я была так рада этой легкости издания, а также живому общению с редактором, впервые в моей жизни вступившим в диалог с автором, что не сказала ни слова про жуткую обложку в стиле the Телок.

“Кодекс” довольно любопытный, и мне не хотелось, чтобы он провалился в никуда. Я тогда неплохо зарабатывала, мне премию дали – и я хотела вложить деньги, чтобы издательство сделало рекламу книги. Я спросила у редактора,  можно ли организовать рекламу за мой счет, он переадресовал меня на какой-то отдел – и там мне сказали, что таким не занимаются.  Я очень удивилась. Возможно, возникло недопонимание.  Я запомнила только, что даже за мои деньги издательство не хочет рекламировать книги.

Ну, конец немного предсказуем – те, кто книгу прочитал, хвалили, но без рекламы к широкой аудитории она не попала, затонув в недрах магазинов.

4. “Отступник” (2017, дарк)


В “Альфу” я попала “по знакомству”. Увлеченный моими рассказами о концепции знакомый автор переадресовал книгу главному редактору, тот счел ее хорошей, хотя пришлось кое-что поменять, и ее без проволочек издали с моими иллюстрациями (рисовала Хеллштерн).

С одной стороны, это был прекрасный опыт. Все произошло быстро, в серийную книгу включили мой “арт-проект”, а с редактором самой книги мы поддерживали переписку даже после издания – ей понравился текст. От “Альфы” у меня остались самые приятные впечатления – т.е. там лучшее общение с автором.  С другой стороны,  издательство по ряду объективных причин издает книги в сериях с серийными обложками и симпатизирует циклам. Я это принимаю, но с моим видением книги контраст был серьезный. К издательству испытываю самые теплые чувства, но “Отступник”, религиозный дарк,  пролетел мимо аудитории, для которой я его писала.

Мне не нравилось посылать книги – и каждый раз получать непредсказуемый результат.   Причин разочарования было несколько, но неспособность выпускать книги так, как мне этого хочется (а я на тот момент уже работала руководителем,  у меня было четкое видение книги как целого), и доносить их до того, кому это нужно, была одной из основных.

Тогда же я поняла, что недостаточно хорошо писать, делать что-то любопытное и качественное, как я считала прежде. Автор должен стать маркетологом и собирать вокруг себя читателей, писать похожее, поторапливаться. Мне это не подходит, т.к. я каждый раз делаю что-то, сильно отличающееся от предыдущего, и не слишком люблю общение.

Даже очень любезное издательство руководствуется рынком и экономикой. Оно выпускает книгу малоизвестного автора в никуда,  где она либо выстреливает, либо пропадает всё – и хорошие книги, и плохие, при этом у автора нет контроля  над внешним видом продукта.  В итоге ты издался, ты молодец, но читатель дарка твою книгу не купит, она попадет к другим людям.

Мне такой путь не подходил.

5. “Демон пустоты” (2019, фант-рассказы)


Сборник рассказов, накопившихся за годы, плюс обойму свежих издала сама на Ридеро, потому что фант-рассказы потоком и пристойно издать нереально. Я даже не планировала этим заниматься. Когда самиздат полезен и когда нет, я писала тут.

Не ожидала ничего кроме контроля над созданием книги, которого мне серьезно не хватало, поэтому осталась довольна.  Я люблю рассказы – и мне было важно собрать те, что выходили в финал разных конкурсов, и те, что я люблю. Я отдохнула от невозможности контроля, а попутно порадовала случайных людей, так что можно считать опыт условно успешным. Даже заработала тысяч 10, наверное, что комично =)

6. “Гроза пустошей”


Это веселая, очень просто написанная и странноватая книжка в духе “Tales fom the Borderlands встречают Мьевиля”. Издавать фант не из серий невероятно трудно. Если это не ЛитРПГ, попаданцы, романтика и хоррор, то, дружище, тебе не повезло. После кризиса пандемии посылать крупным издательствам фант вообще бессмыслица – они его автоматом кидают в сетевую файлопомойку.

Поэтому я очень хотела попасть в серию “Сломанный миф” как единственную приличную и разнообразную,  наладила контакты,  получила отзыв от составителя, но…  серия заморозилась и закрылась, что в целом показывает перспективы.  Я поражена, что даже экстравертное безумие Юры Некрасова (“Золотая пуля”), совавшего книгу буквально всем и продавшего допечатки,  и крепкий материал “Стазиса” не спасли серию.

За время переговоров с разными издательствами написала уже полторы новые книги (не похожи ни на одну из предыдущих чуть более, чем полностью), скоро придется разбираться с ними. Я успела изучить ряд альтернативных методов – от разных платформ до приложений, но подходящего мне пока не нашла.

Итоги

Мне очень нравится писать, но мысль о том, что после слова “конец” находится самый неприятный, геморройный и мучительный этап,  сильно охлаждает. Молодые авторы думают, что “конец” – это самое важное достижение, но самое сложное и муторное начинается как раз потом. Я без особых трудов могла бы писать современную прозу или бойкий нонфик, аудитория моего телеграм-канала даже бы ее купила, но моя “проблема” в том, что я не хочу. Я очень люблю странноватую фантастику. И ее издавать сложно.

Как говорила Юзефович, если прилично написано, то издадут. Да. Но вопрос – когда. Можно ждать очень долго.  Это требует железных нервов и множества лишних телодвижений. А сейчас к этому добавился вопрос – зачем?

Издаваться малым тиражом в издательстве бессмысленно. Это не приносит денег (на работе вы заработаете гораздо больше за один месяц), и без рекламы почти не приносит читателей, т.е. самостоятельно тираж быстро не распродается.  Издательства убеждают, что автор должен быть успешным маркетологом. Прелестно, но это вторая напряженная работа, а ведь есть третья, – та, что и обеспечивает автора деньгами.  Писать книги я так люблю, что против такой работы не имею ничего против. Но три работы сразу – это перебор.

Бонус-трек: “модель Юры Некрасова”

После издания “Золотой пули” издательства стали приводить фантастам в пример то, как один из авторов книги ее рекламировал и продавал.

Вкратце история такая: Шимун и Некрасов написали предельно дерзкий,  рваный и довольно сложный для чтения сплаттерпанк-постапокал-вестерн “Золотая пуля”.  Они продумали очень интенсивную маркетинговую кампанию – сразу навалились на все сообщества везде, где тематика хотя бы частично пересекалась, настойчиво предлагали прочитать книгу всем блогерам всех типов от писательских до фантастических, достали даже Галину Юзефович, предоставили книгу всем фанатам фанта, задействовали всех знакомых. Юра Некрасов совал ее журналистам, причем возвращался и настаивал на ответе,  раздавал ее на Фантассамблее, они даже заходили в киносообщества, если не ошибаюсь. Вкратце об этом тут: https://t.me/papawillcall/1634

Результат эпической трудоспособности Некрасова и любви к книге был заметен. Про “Пулю” написали все, первый тираж был продан очень быстро, затем пошел еще один.  Свою работу сделало и издательство, вложившись в запуск серии, – и стало педалировать этот исключительный кейс как правильный. Нишевая книжка получила нетипичное внимание. Успех? Да, за счет отдельной работы для писателя, замученных приятелей и череды унижений. Другие авторы серии таких чудес показать не смогли – и серию закрыли.

Что говорят об этом издатели: “Авторы фантастики должны пошевеливаться, продавать свои книги, искать выходы на аудиторию. Ищите “лидеров мнений”, обращайтесь к букблогерам в Инстаграме и Телеграме, рекламируйте книгу, посылайте ее критикам. Вот посмотрите на Юру Некрасова – это пример, как надо себя вести. Так книги сейчас и продаются”.

Что на самом деле:  по меткому выражению Юры, cамобытных авторов ждет конская залупа =) , а не проданный тираж, если они не готовы гнуться, носиться и безумствовать.  Но один такой живчик вызывает у тех, к кому он обращается, умиление, а десятый – уныние и бан, так что я бы это за основную модель распространения брать не стала.

1 Комментарий

  1. “продался” тут не значит, что его расхватали, как горячие пирожки, потому что книги малоизвестных авторов так расходятся редко. обычно такие книги без вмешательства медленно продаются в течение года (и это нормально) или дольше (это уже плохо), так было и здесь. потом мелкий остаток скидывают распродажами, подарками и проч, т.к. профита уже не будет и надо склады освобождать – люди пишут новые книги постоянно. но я допускаю, что книга вообще провалилась, потому что там другая аудитория.

Оставить комментарий