Прочитала колонку Кори Доктороу в защиту фанфиков. Она очень забавная. Доктороу говорит, что писателям стоит радоваться, что фанаты заняты фанфиками, а не трясти кулаками, но не потому, что это льстит (нет), а потому, что это литературная привычка, удерживающая читателя в мире книг. И что в целом для писателя это хорошо, ведь это сохраняет им читателей. Кто-то в фандоме писал, что так люди поактивнее занимают себя между выходами книг.
Дальше смешнее: “Большое количество фанфиков – текстов, написанных для персонального потребления маленькой группой людей – не плохое искусство, это просто не искусство”. Он приравнивает фанфики к разговорам о книге с друзьями, а игру с персонажами называет не неуважением, а активным чтением. В конце он предлагает перестать относиться к фанфикерам как к ворам и начать относиться к ним как к гостям за столом, который для них же и сервировали. Тут мы возвращаемся к личным воззрениям писателей, у части которых свой взгляд на этот “стол”.
Не могла упустить ветерана блогинга Джона Скальци. В старом посте Скальци напоминает, что права на подкасты с чтением его текстов тоже принадлежат ему, а также пишет следующее: “Просто, чтоб вы знали. Если вы играете в моей вселенной, вы недвусмысленно принимаете тот факт, что у меня есть право придти, сказать “мое!”, а затем раскидать все ваши любимые игрушки. Да, я в курсе. Я мудак. Что тут еще скажешь”. Дальше он пишет, что если человек принимает этот факт, то может смело писать, если ни он, ни третье лицо не извлекает никакой выгоды и не наносит потерь автору – https://whatever.scalzi.com/2007/05/25/my-policy-on-fanfic-and-other-adaptations-of-my-work/ , но показывать Скальци результат ни в коем случае не стоит. Он не хочет знать, что вы делаете с его персонажами.
Также у него есть забавный пост про кейс, который я уже упоминала, – когда фанфикеры крадут тексты друг у друга. Обычно это omg teh drama в миниатюре, когда фэны впервые начинают слабо осознавать, что такое – проблемы писателей. Скальци недоумевает, рассматривая эту пирамиду заимствований с ухмылкой – https://whatever.scalzi.com/2006/08/08/crimes-of-fanfic/ Типа, братцы, когда вы вступаете в незаконную зону, с вами может случиться и не такое.
А потом Скальци написал фанфик сам – https://whatever.scalzi.com/2010/04/07/quick-fuzzy-nation-addendum/ – и остался весьма доволен.
Фантаст Кэтрин Валенте настроена иначе – https://io9.gizmodo.com/is-fan-fiction-really-so-wrong-5535558 Она тоже прочитала текст Джорджа Мартина и Гэблдон о фанфикшне и считает это проблемой авторов бестселлеров, потому что авторы небольшой и средней популярности имеют другие вопросы на повестке дня – как заставить людей покупать и читать их книги? Для нее фанфики (которые она также не может читать по юридическим причинам) – это знак, что кому-то было настолько не плевать, что он сел и написал текст, это воодушевляет. Пытаться уничтожить этот импульс кажется ей не просто безнадежным, но и жестоким.
А вот Джаспер Ффорде сказал следующее: “Мои мысли о фанфикшне таковы: мне кажется странным желание скопировать или трансформировать чью-то чужую работу, пока существует возможность приложить столько же энергии и получить гораздо больше удовольствия, создавая свою собственную”.
Отлично сказано, братья! Я тоже считаю, что писать следует свое. Но… В случае Ффорде контекст заставляет слова поблекнуть.
Прикол в том, что в “Эйре немилосердия”, если не ошибаюсь, девушка Четверг Нонентот попадает в мир, где Джен Эйр живет неподалеку от вампиров. Сама концепции серии подразумевает игру с чужими книгами, хотя Ффорде придумывает свой материал и не нарушает чужого копирайта, т.е. авторы книг давно отчалили в мир иной. Юридически это нормальная схема, но с громкими словами она гармонирует плохо. Так что Ффорде затроллили не только фанаты, которые разницу нюансов понимают слабо, но и коллеги по цеху (типа Валенте), а он изменил свое мнение (а потом удалил оба мнения с сайта совсем).
По-моему, смешно. Первая история в этой серии, которая развлекает. #fanfiction