книги 2022

В этом году читала мало, что неудивительно. Но организм адаптируется ко всему, поэтому что-то набралось в итоге.

В фантастике/экспериментальной прозе лучшая книга без вопросов – “Плюс” Макэлроя. Мозг в банке с водорослями, а вернее – аппарат Имп Плюс – летит в космосе с исследовательскими целями. Он мало помнит, но очень скоро начинает делать вещь, естественную для сознания, – бунтовать.  Он “отращивает” не только язык, но и “зрение”, и новые конечности. Первая часть книги – нечеловеческой красоты вещь о том, как в пустоте существо совершает скачки познания, а затем отрывистый и специфический язык Импа окончательно уходит в свой мир, т.к. он создает новые слова и описывает недоступные читателю ощущения.

Макэлрой – поистине смелый человек. По сути это художественное произведение про развивающийся умвельт живого существа. Полная загадка понимания не может быть разрешена, как нельзя осознать умвельт насекомого, нюхающего ногами, и так далее. Для полного погружения мне не хватило знания карты мозга, Макэлрой явно играет с этой географией, но зато очень захватывает, как понятие времени словно смены картинок и переживаний плохо удерживаются в жизни почти изолированного мозга. Выдающаяся работа переводчика и редактора. Но книга не для слабаков.

 

Из симфонической космофантастики произвел впечатление Dominium Mundi Баранже.  Возможно, потому, что это была первая книга, которую я заставила себя прочитать после начала войны.

Баранже проделал интересный технический трюк – он взял классическую поэму “Освобожденный Иерусалим” Торквато Тассо и пересказал ее с теми же главными героями в космосе, дав слегка иной конфликт.  Поэтому все “космодесантники” говорят правильно и высокопарно, стремятся к справедливости,  одержимы религиозными идеалами и чистотой. При этом по факту герои находятся в состоянии глубоко захватнической, “священной” войны, чтобы отжать у инопланетян ресурсы, и никакой благородной цели тут нет. Темп тоже соответствующий – весь первый том корабль летит, а Танкред Тарентский (sic!), лучший из воинства, начинает сомневаться, что эта война вообще нужна, чтобы вскоре стать отступником.

Танкред и Эрминия

Выдуманный поэтом Танкред Тарентский, полностью стерший реального участника крестового похода, у Баранже окончательно преображается. Он становится идеальным героем, закалившем себя в пламени войны, – не чтобы убивать, а чтобы объединять и вдохновлять живых. Не для того, чтобы упорствовать в фанатизме, а для того, чтобы познавать истину, искать. И романтизм Баранже, если под ним понимать несколько высокопарное, благородное воспевание людских добродетелей, делает историю трогающей. Те, кто ожидают “Вахи”, могут идти мимо.

“Освобожденный Иерусалим” у нас тоже недавно переиздавали, и я прочла их параллельно. Тассо, конечно, хорош. Отдельная забава – читать комментарии к книге Баранже, где сетуют на проклятый Запад и вездесущих сильных женщин, тогда как амазонка как раз целиком взята из поэмы 16 века.

 

В плане боевиков я закрыла пробел – и прочитала  “Электрическую церковь” Сомерса наконец-то, и это прямо как с размаха открыть дверь ногой в ретро-киберпанковый кабак, где дым стоит столбом и сидят качки с синтетическими мышцами.

Книга из серии “просто не значит плохо”,  гибрид киберпанка с крутым детективом да еще с пацанским расхлябанным переводом, настоящий олдскул. Я читала – и это как проходить мою “Фрагментацию памяти” персонажем другого класса. Не технарем с многоэтажными заморочками и психоделикой, а дворовым киллером. Особенно там славные названия глав вроде “ЕГО УЛЫБКА ПЕКЛА МНЕ ЗАТЫЛОК, КАК СОЛНЦЕ” или “БЕСКОНЕЧНАЯ ЧЕРЕДА ЗАКАТОВ”.

Замес такой: киллер с принципами Эйвери Кейтс обнаруживает, что расплодившиеся повсюду безликие монахи Электрической Церкви вовсе не так безопасны, как кажется. Церковь призывает людей получить вечность для покаяния, засунув свои мозги в робота, и бубнеж монахов про спасение стал элементом пейзажа. Однако вскоре Кейтс оказывается свидетелем убийства и понимает, что слухи – правда.

Прочитать “Церковь”- как партию в Shadowrun пробежать. Это нуарный боевик без особых хитростей, но обаятельный, атмосферный, “жирный”.  Пропустила книгу в период своей одержимости киберпанком, т.к. ее тогда еще не перевели.

“Пост” Глуховского весьма неплох, читается как нонфик – особенно куски, где людьми овладевает дьявольская молитва.

Нонфик

 

Еще во времена мира, в начале года читала “Мир блистательного принца” Айвана Морриса – и это великолепная книга.  Автор так влюблен в предмет своего исследования – в мир “Гэндзи моногатари” Мурасаки, в искусственную и переполненную формульными стихами эпоху Хэйан, что этой любовью не заразиться невозможно.

Мир, где поэтические сражения обязательны, любовные связи  – разновидность и тонкого искусства, и безжалостного формульного спорта,  мир, где женщины создавали многотомную литературу, а чиновник, съездивший в дальнюю провинцию, навсегда клеймился жалким деревенщиной. Увы, мир полного презрения к науке и ремеслу, но давший невероятно тонкие оттенки чувствительности к красоте природы и переживаний.  Моррис рассказывает об этом клаустрофобическом, но цветистом мире достаточно объективно. Однако никакие недостатки не мешают автору любить его и рисовать невероятно пленительно.

 

В прикладной литературе побеждает книга Эрин Мейер.  Сейчас, когда народ разъехался по земному шару, она особенно полезна, т.к. позволяет понять различия в общении и избежать большей части ошибок. Она одновременно смешная, доходчивая и очень точная – проверено на бизнес-сообществе, где штука давно стала бестселлером.

Если вкратце, то все страны можно условно разместить на шкалах по отношению к времени (от “время – деньги” до часовых и более опозданий на встречи как нормы), контексту (прямолинейное общение – завуалированное общение, полное намеков), иерархии, способах убеждения и ряду других, причем часть из этих центров разногласий часто даже в голову не приходит человеку другой культуры. Поэтому то, что отлично работало в одном месте, не сработает в другом. Таких градаций есть несколько, но у Мейер получилось очень рабоче. Мне, работавшей с людьми в диапазоне от корейцев и арабов до англичан и немцев, было, чему поучиться. Прекрасная штука, сделано достаточно деликатно, но с юмором.

В книге много смешных и верных примеров, поэтому я ее рекомендовала коллегам обычно, но она достойна большей аудитории.

Приз “Сюрприз года” в нонфике точно получает “Страстоцвет” Кушлиной. Какая-то невероятная книга из-за подкупающей странностью идеи. Смотрите – это книга о том, как распространение комнатных растений в горшках повлияло на поэтов-декадентов и на петербургскую поэзию вообще. Надо же придумать такое! Т.е. поэты тусовались в питерских квартирах с фикусами и мечтали о далеких краях, рифмуя свежие названия цветов ради лиричного вау-эффекта, и орхидеи, пассифлоры, розы Жакмино и лилии появлялись там неслучайно.  В целом Кушлина рассматривает поэзию через книгу Макса Гесдерфера о выращивании цветов – и это, мягко говоря, интересный срез.

Фэнтези

Фэнтези и дарка читала немного. Дарк на фоне происходящих событий казался смехотворными фантазиями грудничка и не было понятно, зачем вообще его читать.

Для исследовательских целей прочла ряд популярных книг из прошлых топов Livelib, чтобы совсем не отрываться от реальности и [возможно] найти что-то интересное, перешагнув через стереотипы. В топах либо фанфикообразная проза, либо очень простенький YA.  Однако экспедиция в сердце сладкой ваты, в принципе, окупилась – среди липких теплых пледов обнаружила первоклассное темное фэнтези “Сиротки” Марии Вой, отличный дебют. Мария также иллюстратор и мастер тату, а книга навеяна историей Чехии, так что находка неожиданная.

Это без всяких скидок хорошее дарк фэнтези с четко развивающимся сюжетом и экшном, мрачными иллюстрациями и той смесью цинизма, черного юмора и красоты, что я люблю. Наблюдательность и жесткость заставляют вспомнить 2-3 тома Глена Кука местами, особенно где речь заходит о заблуждениях героев. Сами герои разные, сложные и интересные.

Самая впечатлившая меня книга – это “Песнь Кали” Симмонса. Это как “Сердце тьмы” Конрада, но для города. Это дебют Симмонса, принесший ему Всемирную премию фэнтези. Молодой поэт/журналист Лузак узнает, что пропавший 8 лет назад и считавшийся мертвым индийский поэт Дас снова проявился в Калькутте и написал новую поэму. Его отправляют забрать рукопись и встретиться с самим Дасом. Лузак берет с собой семью, хотя его и отговаривают. Приехав, он погружается в мир жестокий, мистический и ему непонятный, а эгоизм не позволяет ему пройти по кромке – и ведет в самую глубину, ведь Калькутта – место, где расположен Калигхат, здесь живут служители богини Кали, у которых свои отношения со смертью.

В драйвовом фэнтези-палпе Джей Кристофф внезапно прыгнул выше головы, удалая штука:

“Миазмы” оказались очень самобытными, но “не торкнули”, продолжение “Яксы” – это линейный пересказ того, что было ярко подано рассказами до этого, провал, “Черная призма” – какой-то середнячок, хотя с интересным твистом. Из девчачьего палпа понравился цикл про девушку и демона от Мари Аннетт, он веселый.

Классика

В каком-то смысле к происходящему меня подготовил японский монах Темэй.  “Записки из кельи” (Ходзеки) произвели впечатление тем, как постоянное созерцание потерь, превращающее мир в зыбкое место, ложится на буддистскую доктрину страдания. Темэй принадлежал к знати, получил типичное образование, владел бивой и кото, писал стихи. Но в какой-то момент после смерти отца и отказа в должности все бросил, стал монахом и жил в сделанной собственноручно хижине.

“Записки” очень короткие, но впечатляет набор катастроф, которые довелось увидеть Темэю за одну жизнь. Во-первых, большой городской пожар, в котором множество жилищ и людей сгорело со всеми пожитками или задохнулось в дыму. Во-вторых, ураган в столице, обрушившийся на город и принесший большие разрушения. В-третьих, перенесение самой столицы, что повлекло за собой увядание и разруху в предыдущем месте. Затем был страшный голод, в котором умерли десятки тысяч людей, после – ужасное землетрясение, когда “разверзалась земля”, и война. Я думаю, что череда таких происшествий не может не настроить человека на мысль, что иметь что-либо или за что-то держаться совершенно бессмысленно.

“Посмотришь: “Ну, что? Все еще бродят эти пришедшие в отчаяние люди?” — а они уже упали и умерли. Тем, что умирали голодной смертью под забором, с краю дорог, — им и счета не знали. Так как их никто не подбирал и не выбрасывал, зловоние заполняло собой все кругом, а вид этих разлагающихся тел представлял собой такое зрелище, в котором взор человеческий многое и вынести не был в силах. Что же касается долины самой реки, то там уже не стало и дороги, чтобы разойтись коням и экипажам.”

“Колымские рассказы” Шаламова оказались невероятно сильными, холодными, как снег.  В лагере он видит лишь обесчеловечивание и смерть, самый вредный опыт на свете.

Антитоп

В принципе, хочется поставить на пьедестал говна года “Нейропата” мастера темного фэнтези Скотта Бэккера, потому что очень уж силен контраст между амбициями его дарка и невероятной глупостью этого триллера.  Но с писателями так бывает, это норма. “Несоблазны свободы” Дарендорфа в конечном счете довольно глуповатые, а от “Иди туда, где трудно” я ожидала биографию женщины, основавшей школу боевых искусств, а получила богопротивный селфхэлп.

Однако, думаю, титул разделят “Аспид” Кристины Старк и “Неоновый убийца”.  У Кристины Старк был примерно нулевой шанс быть мной прочитанной, если бы я не решила холистически выбрать из топа Лайвлиба, и это оказалось как раз так плохо, как вы можете подумать. “Неоновый убийца” получает приз “Как провалить великолепную задумку абсолютно во всем”.

 

Весь список тут. Жирным выделено то, что меня сильно запомнилось, но нонфик почти весь был интересный.

Нонфик

“Мир блистательного принца. Придворная жизнь в древней Японии” Айван Моррис
“Полный бред! Скептицизм в мире больших данных” Карл Бергстром, Джевин Уэст
“Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности” Полина Аронсон
“Страстоцвет или петербургские подоконники” Ольга Кушлина
“Китайцы: руководство по применению: Специфика работы с поставщиками из Поднебесной” Рязанцев
“Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности” Антоний Сурожский
“Writing Without Rules” Соммерс (eng)
“Путь розы. Внутри цветочного бизнеса” Эми Стюарт
“Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах” Хелен Льюис
“Мужество творить” Ролло Мэй
“Парни & секс. Молодые люди о любви, беспорядочных связях и современной мужественности” Пегги Оренстейн +
“Сибирь научит. Как финский журналист прожил со своей семьей год в Якутии” Юсси Конттинен
“Соблазны несвободы” Ральф Дарендорф –
“Искусство видеть” Джон Бергер
“Писатель как профессия” Харуки Мураками
“Джазовые портреты” Мураками
“Кастовая система в Индии” Михаил Кудрявцев
“Карта культурных различий. Как люди думают, руководят и добиваются целей в международной среде” Эрин Мейер
“Nice Girls Don’t Get the Corner Office” Лоис Франкель (eng)
“Формула грез” Колпинец
“Я больше не верю курсиву” Уильям Гибсон
“Золотая роза” Паустовский
“Иди туда, где трудно” Таэ Юн Ким –
“Душа человека” Фромм (перечитывание)
“Сложные подчиненные. Практика российских руководителей” Батырев
“Сумерки Дао” Малявин

Фантастика

“Электрическая церковь” Соммерс
“Военный талант” Макдевитт
“Платформа” Роджер Леви+
“Флэшбэк” Симмонс +
“Затонувшая земля поднимается вновь” Джон М. Гаррисон +
“Сервер и дракон” Ханну Райаниеми+
“Башня из грязи и веток” Ярослав Барсуков
“Ночные проповеди” Кен Маклауд +
“Бойня” Оса Эриксдоттер
“Земля качества 2.0” Марк-Уве Клинг
“Dominium Mundi. Властитель мира” Франсуа Баранже
“Dominium Mundi. Спаситель мира” Франсуа Баранже
“Пост” Глуховский
“Пост. Спастись и сохранить” Глуховский
“Исчезнувший мир” Светерлич
“Градуал” Прист
“Первая жертва” Шекли
“Нейропат” Бэккер
“Плюс” Макэлрой

Фэнтези

“Песнь Кали” Симмонс
“Империя вампиров” Джей Кристофф
“Миазмы. Скырба святого с красной веревкой” Флавиус Арделян
“Сиротки” Мария Вой
“Сиротки. Отцеубийцы” Мария Вой
“Якса. Бес идет за мной” Яцек Комуда
“Черная призма” Брент Уикс
“Изверги-кровососы. История любви” Кристофер Мур
цикл “Кодекс гильдии: одержимые” Мари Аннетт (1-4)
“Темные искусства и дайкири” Мари Аннетт
“Ковен озера Шамплейн” (1-2) Анастасия Гор
“Поцелуй теней” Лорел Гамильтон (lol)
“Iron and velvet” Alexis Hall (eng)
“Дикая лисица” Кэт Чо –
“Холодный огонь” Торн
“Мастер загадок” Патриция Маккилип
“Аспид” Кристина Старк
“Нежить” Юхан Эгеркранс

Триллеры и детективы

“Вторая сестра” Хо-кей Чан
“Священник” Кен Бруен
“Под палящим солнцем” Джейн Харпер
“Озверевшая” Кристофер Триана
“Неоновый убийца” Дж.С. Лок —
“Группа поддержки выживших девушек” Грейди Хендрикс

Классика

“Освобожденный Иерусалим” Торквато Тассо
“Записки из кельи (ходзеки)” Темэй
“Записки от скуки” Есида Кэнко

Все остальное:

“Плотницкая готика” Гэддис
“Колымские рассказы” Шаламов
“Степь” Васякина
“Рана” Васякина
“Ночью вся кровь черная” Диоп
“Все о любви” белл хукс
“Ночь в Лиссабоне” Ремарк
“Моего айдола осуждают” Рин Усами
“Девочка в нулевой степени” Микита Франко
“Ненадежный рассказчик” Давыдов

Манга/комиксы
“Черная птица” Каноко Сакуракодзи, тома 1-7
Lost Girls Мур, 1-2

Оставить комментарий