calm rain falls on moss
Хайку – это зарисовка, поэтому хайку сами по себе поставляют очень доходчивый визуальный образ, который легко моментально увидеть в воображении, прочувствовать целиком. Это концентрированный, четкий отпечаток реальности, часто поражающий своим изяществом. Но если дополнять их рисунком, получается нечто новое, искусство развивается. Пока Ксан собирал свою книгу хайку, я задумалась над тем, как можно верстать такие книги, и анализировала сборники из своей библиотеки. Обычно в антологиях хайку идут в сопровождении гравюр Хокусая и других мастеров, это классика. Как пример:
Стихотворение Басе:
При таком оформлении иллюстрация является почти буквальным отображением того, что описано в хайку. Скажем, если речь идет об определенном времени года или о горах, подбирается соответствующий настроению рисунок. Иногда написанные каллиграфически хайку сами по себе являются великолепным зрелищем, но есть другая форма – когда хайку и изображение совмещены, одно является частью другого, его дополнением. В современном мире хайку не только не погибли, но эволюционировали, нашли новую форму жизни.
Порой стиль изображения является продолжением стихотворения. Ксану, например, понравилась Лидия Розмус – https://www.thehaikufoundation.org/thf-haiga-galleries/haiga-of-lidia-rozmus/. Она действительно впечатляет.
old doll on her open eyes dust
from my balcony everything I need I see
Здесь движение – часть впечатление от хайку. Это очень похоже на мои любимые картины Макса Эрнста про лес. Вот другая техника, не такая крутая, но идея похожая:
Вот гибридная форма попроще, где мало современного искусства и много будничности (https://www.thehaikufoundation.org/thf-haiga-galleries/haiga-of-pamela-a-babusci/):
Присущий хайку минимализм позволяет либо полностью сфокусироваться на прозрачности, довести совершенство формы и содержания до какого-то прямо сияющего идеала, либо же дает возможность авторам иллюстрировать хайку предельно несовершенно, кое-как:
Естественно, художники работают также с фотографиями и аппликациями, причем для некоторых фото является прямой иллюстрацией, а для некоторых – расширением пространства хайку. Вот реально крутые ледовые хайку Джона Леви, я фанат:
Варианты проще и не такие концептуальные очень любят использовать в соцсетях, накладывая стихи (любые) на фотографии закатов. Получится ли результат удачным, очень сильно зависит от вкуса автора, но в целом это направление не является таким тупиковым, как кажется, если в ход идет фантазия. Хотя обычно фотографии избыточны с точки зрения информации, поэтому хайку воспринимаются совершенно отдельно от фото, гармония нарушается, а ведь есть еще шрифт! Но вот несколько простых примеров с фото, где баланс между сложностью фото/текста не нарушен, хотя шрифт как третий элемент очень сильно вклинивается в восприятие:
Или так:
При этом вполне возможна работа с современными материалами и редакторами (отсюда):
Никуда без авангарда, хотя это не хайку, а искаженные танка:
Самое странное, что я видела, – это попытка вписать хайку в комикс. Для эксперимента выглядит забавно, но совершенно разрушает целостность, которой отличаются хайку (ссылка):
Но особенно меня поразило, как поработали авторы сборника стихов о смерти, которые писали самураи перед тем, как сделать сэппуку. Я о нем раньше писала. Когда читала, не обращала на это внимания, но дизайнеры дополнили хайку не только иллюстрациями, но и фотографиями реальных объектов, пересекающих оба листа сразу. Например, лезвие меча или извивающуюся веревку. Они совместили целую серию техник, включая прямое иллюстрирование, аппликацию объектов в стихотворение, дополнение штрихами, каллиграфию. Шикарная работа.
Фото, конечно, не передают всего великолепия. Это тот случай, когда обращаешь внимание на чужое мастерство, когда обдумываешь что-то свое. Читала сборник два раза, наслаждалась работой, но настолько углубилась в оформление только сейчас.
Дополнение стихов реальными объектами, т.е. совмещение листа бумаги и растения, пера, какой-то вещи – тоже интересная техника. Для примера могу привести стихи Джеммы Трой. Они идеально заточены для инстаграма, а поэтому представляют собой крайне яркие образы. Это не хайку и не танка, а некий любовный белый стих, отчасти заимствующий традиции.
Здесь веточку в прямом смысле положили на лист и сфотографировали, выходит такая “матрешка”. В “Дзисэе” же работали с цифровым отпечатком объекта, но старались внедрить его максимально реалистично. Дико круто, вообще говоря. Ну и вот вам еще Джеммы Трой (https://www.instagram.com/gemmatroypoetry/ )
А хайку Ксана почитайте, они хороши – https://ridero.ru/books/kosano_goto/