«Фермата» Мунипова

Лучшим нонфиком прошлого года была «Фермата. Разговоры с композиторами» Мунипова, которая не попала в мой список только потому, что я к НГ находилась на ее середине. Завораживающая вещь, где собраны разговоры с современными композиторами, музыка которых большинство пугает, с фокусом на том, каково вообще место современного композитора в мире. Композиторы сейчас так же теряют почву под ногами, как и писатели, но их поддерживает консервативное устройство мира академической музыки и общая композиторская дисциплина. Так же, как писатели ломают голову, кому они нужны в мире, где люди перестают читать книги, так же и композиторы, весьма состоявшиеся и известные, пытаются понять, как дальше развиваться. У каждого своя версия, свой тип рефлексии. Кто-то признает недоумение в отношении будущего открыто, кто-то страстно ищет новое, кто-то пытается примерить костюм дельца, кто-то доволен, но все увлечены своим делом. Всегда приятно почитать мысли людей, которые заняты делом, друзья.

Помимо этого все композиторы — весьма образованные люди. С одной стороны, музыка — это математика, с другой, они хорошо подкованы в гуманитарных областях — от классических сюжетов и истории музыки к религиоведению, философии, живописи, истории искусства в целом. И читать их речь — отдельное удовольствие, только молодняк смазывает впечатление. У каждого свой характер, свой подход, невероятно увлекательно. Еще любопытно вот что: для рядового человека, не заинтересованного в такой музыке, современные композиторы, авангардисты, минималисты и т.д. — это кто-то вроде нойзеров (и они не совсем неправы). При этом сами композиторы давно понимают, что авангард, атональная музыка и т.д. — это нечто старое и всем надоевшее, им хочется заново открывать красоту, хотя она устарела еще раньше, и этот конфликт тоже интересен. Такая пограничность трогает, а сложность взятых ими на себя задач мне нравится вдвойне. Отдельный бонус — это плейлист с музыкой композиторов, которых Мунипов интервьюировал, — https://fancymusic.ru/fermata/ Это такой интерактивный, расширяющий книгу элемент, а заодно короткий бесплатный ликбез.

Сама книжка тут — https://www.litres.ru/aleksey-munipov/fermata/ , а вот тут интересный разговор Мунипова с Невским (интервью с ним тоже есть в «Фермате») — https://www.colta.ru/articles/music_classic/21821-vnutritsehovoe-razdrazhenie Рекомендую читать, даже если вы из музыки знаете только Баха и Моцарта, ну а тем, кто хоть как-то соприкасался с музыкальным миром, будет любопытно вдвойне. P.S. У Мунипова канал есть — t.me/fermate

В «Фермате» за счет того, с каким знанием и увлеченностью каждый композитор описывает чужую музыку, невозможно не прослушать все. Вот Десятников:

«Мне страшно понравилась опера Раннева из сверлийского цикла. Спектакля я не видел; аудиозапись производит ошеломительное впечатление. Там поразительно все вычислено. Эта тема мухобоек, которая исторгается в невероятной кульминации,– один из самых мощных оргазмов, какой только можно вообразить. Потом все разрежается и прекращается с неукоснительной геометрической прямотой…»

Купила и послушала сразу, конечно — https://fancymusic.bandcamp.com/album/sverliytsy-act-iii-final-act Все: https://fancymusic.ru/fancymusic-electrotheatre-stanislavsky-sverliytsy/ Если оценивать успех книги по объему действий, которые она заставляет произвести (нарисовать, написать, исследовать, найти, отправиться), то «Фермата» Мунипова — редкостно успешная вещь, потому что я послушала уже столько опытов — от Курляндского до перфомансов Шмурака, сколько не слушала такой музыки за несколько лет. Воспринимаются они так же, как нойз или авангардный джаз, т.е. не как мелодия, а как ландшафт, причем далеко не всегда приятный, где ты позволяешь звукам пребывать и просто с ними взаимодействуешь. Я прямо заново открыла современную академическую музыку.

______

В «Фермате» полно прекрасного материала, но мне еще очень нравится, как композиторы троллят людей, боящихся современного искусства и говорящих: «Я этого не понимаю». Филановский прямо говорит: «А Баха, значит, понимаешь? Никто и никогда не ответил мне на этот вопрос. Ну попробуй, объясни. раз понимаешь!» Очень смешно, серьезно. Не думаю, что многие из заявляющих «это непонятно, а вот Бах» реально могут «объяснить» Баха. При этом объяснить Филановского я точно не могу )

Еще в «Фермате» бросается в глаза диктатура общепринятого, которую я для ситуации, описанной в книге, упрощенно назову «диктатура авангарда». Любые толпы отвратительны, а любые стандарты надоедают, даже если это стандарт быть диким и загадочным экспериментатором. Современная академическая музыка часто строится на методах и системах, которые понятны только при изучении нот, где знающему человеку видна задумка, а на слух эти изыски определить бывает крайне трудно. Многие композиторы в книге честно признаются, что не могут этого сделать и сами, однако идея познавать мир с помощью музыки и сама по себе чертовски сложна. Системы Кейджа http://yasher.net/dzhon_keydzh__zhestkiy_noyzer_i_fanat_iczina , которого я считала отвязным нойзером, а герои «Ферматы» — замшелым классиком, — это детский сад по сравнению с тем, чем увлекается ряд современных композиторов. Деконструкция и обман ожиданий дошли до границы, где деконструировать уже нечего, а ожиданий не рождается.

В результате получается, что после атональной музыки, серийной музыки, всякого разного минимализма, авангарда и кучи всего, что я не знаю, делать внятные мелодии — это что-то стыдное, какая-то уродливая копипаста того, что делалось до тебя. Но часть композиторов «Ферматы» так или иначе хочет переоткрыть красоту заново. Их внутренний конфликт и поиски своего места делают текст очень драйвовым. В конце концов, «новая сложность» — это же 70-е! Сколько можно? Композитор Сильвестров, чтобы написать цикл песен, в которых явно угадывается мелодия, не только назвал их «Китч-песни», словно извиняясь, но и словил от коллег по цеху презрения.

С одной стороны, конструировать трудные для восприятия вещи на сегодняшний день — никого не поражающий мэйнстрим, а писать простую понятную музыку в век перфомансов и нейросетей — это как предлагать кем-то пожеванное, поэтому автору приходится несладко. Посмеялась над словами Рабиновича-Бараковского об эмиграции: «Дело в том, что на Западе, если вы пройдете по улице, мимо вас пройдут десять авангардистов. Это меня изумило. Оказывается, весь мир состоит из одних авангардистов. Я-то раньше думал, что это вроде как одиночки. « Так и вижу человека, обнаружившего, что сладкое, запретное и подпольное в СССР за границей уже лет 15 как всем надоело. Гениальная книга, узнала много нового.

Интервью со Шмураком на «Сигме»: https://syg.ma/@yuri-vinogradov/alieksiei-shmurak-ia-nie-razbiraius-v-muzykie

Интервью с Курляндским: https://syg.ma/@ilas_miu/dmitrii-kurliandskii-tvorchieskoie-vyskazyvaniie-i-novaia-tierritoriia-muzyki

Оставить комментарий